Василий Суриков родился в Красноярске 12 января 1848 года. Принадлежал к казачьему сословию. Двоюродный брат его деда, Александр Суриков, был атаманом Енисейского казачьего полка.
Рисовать Суриков начал в раннем детстве, его первым учителем был Николай Гребнев — преподаватель рисования в Красноярском уездном училище. Одна из самых ранних работ художника — акварель «Плоты на Енисее». У семьи Сурикова не было денег, чтобы мальчик продолжил обучение в гимназии, и он устроился на службу в губернское управление писцом. Здесь рисунки Сурикова увидел енисейский губернатор Замятин, он нашел мецената, который оплатил обучение юноши в Академии Художеств. Поступить удалось не сразу. Сначала Суриков учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников, затем был вольнослушателем Академии и только в 1870 был зачислен. В 1875 году окончил Академию в звании классного художника первой степени.
В 1877 году Суриков переехал в Москву, получив заказ на четыре фрески в Храме Христа Спасителя. Жил на съемных квартирах, работал, лето проводил на родине, в Красноярске.
В 1881 году появилась картина «Утро стрелецкой казни», о которой много говорили. В 1883 году картину Сурикова «Меншиков в Березове» купил для своей коллекции Павел Третьяков. Благодаря этому у художника появились средства для поездки за границу. Он выехал в Европу, побывал в Лувре и в Дрезденской галерее, в Италии, Австрии и Франции.
Примерно в этот период Суриков задумал создание полотна «Боярыня Морозова». Об этом говорит первый эскиз. Отличие от готовой работы — другой фон с кремлевской стеной в глубине. Позже выполненный карандашный эскиз вытягивается в длину и дополняется рядом фигур. Суриков в течение нескольких лет искал нужные ему лица, о чем позже сам подробно рассказывал одному из своих биографов. Больше всего хлопот доставили художнику поиски лица самой боярыни Морозовой. Ее прототипом стала тетка Сурикова — Авдотья Торгошина. Ее муж, Степан, изображен на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с черной бородой. В правой части композиции картины видна голова монахини, представленная в этюде, написанном незадолго до завершения картины в 1887 году.
Рисовать Суриков начал в раннем детстве, его первым учителем был Николай Гребнев — преподаватель рисования в Красноярском уездном училище. Одна из самых ранних работ художника — акварель «Плоты на Енисее». У семьи Сурикова не было денег, чтобы мальчик продолжил обучение в гимназии, и он устроился на службу в губернское управление писцом. Здесь рисунки Сурикова увидел енисейский губернатор Замятин, он нашел мецената, который оплатил обучение юноши в Академии Художеств. Поступить удалось не сразу. Сначала Суриков учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников, затем был вольнослушателем Академии и только в 1870 был зачислен. В 1875 году окончил Академию в звании классного художника первой степени.
В 1877 году Суриков переехал в Москву, получив заказ на четыре фрески в Храме Христа Спасителя. Жил на съемных квартирах, работал, лето проводил на родине, в Красноярске.
В 1881 году появилась картина «Утро стрелецкой казни», о которой много говорили. В 1883 году картину Сурикова «Меншиков в Березове» купил для своей коллекции Павел Третьяков. Благодаря этому у художника появились средства для поездки за границу. Он выехал в Европу, побывал в Лувре и в Дрезденской галерее, в Италии, Австрии и Франции.
Примерно в этот период Суриков задумал создание полотна «Боярыня Морозова». Об этом говорит первый эскиз. Отличие от готовой работы — другой фон с кремлевской стеной в глубине. Позже выполненный карандашный эскиз вытягивается в длину и дополняется рядом фигур. Суриков в течение нескольких лет искал нужные ему лица, о чем позже сам подробно рассказывал одному из своих биографов. Больше всего хлопот доставили художнику поиски лица самой боярыни Морозовой. Ее прототипом стала тетка Сурикова — Авдотья Торгошина. Ее муж, Степан, изображен на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с черной бородой. В правой части композиции картины видна голова монахини, представленная в этюде, написанном незадолго до завершения картины в 1887 году.