«Портрет минусинского татарина» кисти знаменитого мастера исторической картины Василия Сурикова навеян впечатлениями о Сибири, родине художника. Детские годы художник провел в Красноярске. Там он проникся духом древнего патриархального уклада сибирского народа и его обычаями, испытал неподдельный интерес к истории Сибири, особенно к преданиям о Ермаке. Кроме того, Суриков надолго сохранил в памяти монументальные образы величественной сибирской природы. Многие воспоминания и впечатления, связанные с Сибирью, перешли в его исторические произведения. Суриков писал: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства, она же дала мне и дух, и силу, и здоровье».
Сибирь всегда притягивала Сурикова, поэтому, живя уже в Москве, он часто уезжал в родные края. В 1909 году художник проводил лето и осень в Красноярске и предпринял долгое путешествие в Минусинские степи. «В эту поездку Сибирь дала Сурикову новое, еще неизведанное ощущение, она увела его в глубь веков, к представлениям, что были намного шире, чем местный древний быт», — пишет Наталья Кончаловская в документальной повести «Дар бесценный». Именно в это время и был создан «Портрет минусинского татарина» из собрания Новосибирского художественного музея.
Это небольшое полотно принадлежит к числу тех произведений Сурикова, которые позволяют разглядеть в нем значительного портретиста, а не только мастера исторической картины. При знакомстве с этой работой становится очевидно, что художник обладал собственным неповторимым взглядом на человеческую личность. Созданный здесь образ побуждает еще раз вспомнить ставшие хрестоматийными слова Максимилиана Волошина о том, что Суриков «угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, а через живые лики живых людей».
«Портрет минусинского татарина» не является подготовительным материалом к какому-либо историческому полотну. Но в то же время он оставляет устойчивое впечатление, что изображенный на нем человек причастен к некой большой истории, к извечной жизни своего народа. Пристально всматриваясь в облик позирующего, художник стремится раскрыть в нем не только индивидуальные особенности внешности, но и более общие качества — гармонию национальных черт, внутреннее достоинство личности.
Сибирь всегда притягивала Сурикова, поэтому, живя уже в Москве, он часто уезжал в родные края. В 1909 году художник проводил лето и осень в Красноярске и предпринял долгое путешествие в Минусинские степи. «В эту поездку Сибирь дала Сурикову новое, еще неизведанное ощущение, она увела его в глубь веков, к представлениям, что были намного шире, чем местный древний быт», — пишет Наталья Кончаловская в документальной повести «Дар бесценный». Именно в это время и был создан «Портрет минусинского татарина» из собрания Новосибирского художественного музея.
Это небольшое полотно принадлежит к числу тех произведений Сурикова, которые позволяют разглядеть в нем значительного портретиста, а не только мастера исторической картины. При знакомстве с этой работой становится очевидно, что художник обладал собственным неповторимым взглядом на человеческую личность. Созданный здесь образ побуждает еще раз вспомнить ставшие хрестоматийными слова Максимилиана Волошина о том, что Суриков «угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, а через живые лики живых людей».
«Портрет минусинского татарина» не является подготовительным материалом к какому-либо историческому полотну. Но в то же время он оставляет устойчивое впечатление, что изображенный на нем человек причастен к некой большой истории, к извечной жизни своего народа. Пристально всматриваясь в облик позирующего, художник стремится раскрыть в нем не только индивидуальные особенности внешности, но и более общие качества — гармонию национальных черт, внутреннее достоинство личности.