«Благовещение» Василий Суриков представил на XII выставке Союза русских художников. Картина не имела успеха, коллеги и критики отзывались о ней неблагоприятно. Исследователи связывают такой отклик с тем, что зрители на тот момент привыкли воспринимать художника как прославленного исторического живописца с грандиозными полотнами и громкими сюжетами. Суриков забрал полотно с выставки, и долгие годы оно стояло свернутым. Позже хранилось в семье художника, а в 1988 году Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова купил его у внука живописца — Михаила Кончаловского.
В самом начале своего творческого пути, еще до поступления в Академию художеств, Суриков уже обращался к теме «Благовещения». Тогда преподаватель рисования Николай Гребнев принес ему гравюру Владимира Боровиковского, и одиннадцатилетний мальчик усердно ее копировал. Позже Суриков тепло отзывался об этих копиях: «Дивные рисунки были… Ведь как эти складки тонко здесь сделаны. И ручка. Очень мне эта ручка нравилась — так тонко лепится». Спустя 48 лет художник снова обратился к евангельскому сюжету.
Его трактовка сюжета «Благовещения» совершенно неожиданная и не имеет ничего общего с церковным догматом. Художник-реалист обошелся без привычных для изображения Благовещения деталей — лилии, веретена и Библии в руках Девы Марии. Отказался он и от благословляющего жеста архангела и преклонения его перед Марией. Интерьер Василий Суриков изобразил максимально упрощенно, а фигуры архангела Гавриила и Марии укрупнил и приблизил к зрителю. Одеяние Богоматери написано свободно и широко, ее живое и доверчивое лицо обращено к архангелу, а тот излучает мощный поток света, неся ей благую весть о рождении сына — Спасителя мира.
«Благовещение» — последняя крупная законченная работа Василия Сурикова. В 1914 году художник вернулся в Красноярск, где написал несколько акварелей и пейзажи «Плашкоут на Енисее», «Красноярск в районе Благовещенской церкви». В следующем году Суриков поехал на лечение в Крым.
Живописца не стало в марте 1916 года. Он умер в Москве от болезни сердца. Почувствовав приближение смерти, художник произнес свои последние слова: «Я исчезаю».
В самом начале своего творческого пути, еще до поступления в Академию художеств, Суриков уже обращался к теме «Благовещения». Тогда преподаватель рисования Николай Гребнев принес ему гравюру Владимира Боровиковского, и одиннадцатилетний мальчик усердно ее копировал. Позже Суриков тепло отзывался об этих копиях: «Дивные рисунки были… Ведь как эти складки тонко здесь сделаны. И ручка. Очень мне эта ручка нравилась — так тонко лепится». Спустя 48 лет художник снова обратился к евангельскому сюжету.
Его трактовка сюжета «Благовещения» совершенно неожиданная и не имеет ничего общего с церковным догматом. Художник-реалист обошелся без привычных для изображения Благовещения деталей — лилии, веретена и Библии в руках Девы Марии. Отказался он и от благословляющего жеста архангела и преклонения его перед Марией. Интерьер Василий Суриков изобразил максимально упрощенно, а фигуры архангела Гавриила и Марии укрупнил и приблизил к зрителю. Одеяние Богоматери написано свободно и широко, ее живое и доверчивое лицо обращено к архангелу, а тот излучает мощный поток света, неся ей благую весть о рождении сына — Спасителя мира.
«Благовещение» — последняя крупная законченная работа Василия Сурикова. В 1914 году художник вернулся в Красноярск, где написал несколько акварелей и пейзажи «Плашкоут на Енисее», «Красноярск в районе Благовещенской церкви». В следующем году Суриков поехал на лечение в Крым.
Живописца не стало в марте 1916 года. Он умер в Москве от болезни сердца. Почувствовав приближение смерти, художник произнес свои последние слова: «Я исчезаю».