Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Человек с больной рукой

Время создания
1913
Размер
68,5x53 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#1

Поздняя портретная живопись Сурикова была, безусловно, вписана в контекст русского и европейского искусства начала ХХ века. Художник близок мастерам более молодого поколения — В. Серову, М. Врубелю, К. Сомову, М. Нестерову. Его с восторгом воспринимают «бубнововалетовцы». А сам он понимает и ценит не только Веронезе и Веласкеса, но и Пикассо, и Сезанна.


Пожалуй, самый «сезанновский» портрет — «Человек с больной рукой». Безусловно, в творчестве Сезанна не найти прямых аналогий с портретом Сурикова, но некоторые из них, например «Портрет Иоахима Гаске», «Автопортрет» или знаменитый «Мужчина с трубкой» перекликаются с ним манерой лепки лица и фона.

#11
Суриков В.И. Автопортрет.1915
#12

Биографы Сурикова отмечают, что состояние модели было прочувствовано самим художником. В 1913 году у него болела рука, часты были сердечные приступы, порождавшие мучительное сознание невозможности по-прежнему в полную силу работать над полотнами большого формата. 

#13
Суриков В.И. Человек с больной рукой. 1913. Государственный Русский музей
#14

Страдание не искажает черт узкого лица, оно сквозит в напряженном взгляде и линии губ, но более всего — в живописном строе портрета. Давая фигуру модели, облаченную в черный сюртук, обобщенно, плоско, сплошной темной массой, художник как обычно сосредоточен на лице. 

#7

Суриков смело лепит форму не светом и тенью, а энергичными, грубоватыми цветными мазками. Лимонно-желтые, розовые, белые неровные, они создают ощущение не объема, но напряженной жизни этого лица. Холодными голубовато-зелеными линиями местами прорисовываются его черты, чуть разбеленными серыми — обозначаются границы света. Черный контур отделяет лицо от электрически мерцающего зеленовато-синего фона, на котором оно смотрится особенно контрастно и тревожно.


О психологическом состоянии изображенного очень точно написал один из петербургских рецензентов XI выставки «Союза русских художников», на которой экспонировался портрет: 

#9

Человек с больной рукой <…> прекрасен своей одухотворенностью. Утомленное, вероятно, скорбями и болезнями лицо, с печальными полуугасшими глазами светится внутренней жизнью.

#10

Эту внутреннюю жизнь художник выразил так ясно, что черная повязка и коричневая перчатка на больной руке выглядят едва ли не излишеством. Суриков–рассказчик пытается не только передать состояние человека, но и объяснить его причину. Но не решается сделать это до конца, и «говорящие» аксессуары выглядят невыразительно, буквально сливаясь по цвету и фактуре с одеждой героя.

#5
читать дальшескрыть

Человек с больной рукой

Время создания
1913
Размер
68,5x53 см
Техника
холст, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Суриков В.И. Коллекция работ

Гребец в красной рубахе
Гребец в красной рубахе
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Взятие снежного городка
Взятие снежного городка
Государственный Русский музей
Вид памятника Петру I на Сенатской площади
Вид памятника Петру I на Сенатской площади
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Автопортрет В.И. Сурикова
Автопортрет В.И. Сурикова
Красноярский краевой краеведческий музей
Портрет Александра Ивановича Сурикова
Портрет Александра Ивановича Сурикова
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Степан Разин
Степан Разин
Государственный Русский музей
Этюд «Море»
Этюд «Море»
Муромский историко-художественный музей
Гребец в красной рубахе
Гребец в красной рубахе
Красноярский краевой краеведческий музей
Крымские пейзажи
Крымские пейзажи
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Анфиса
Анфиса
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Портрет генералиссимуса А.В. Суворова
Портрет генералиссимуса А.В. Суворова
Государственный Русский музей
Комнаты в красноярском доме Суриковых
Комнаты в красноярском доме Суриковых
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Вид на Красноярск с сопки
Вид на Красноярск с сопки
Государственный Русский музей
Минусинский альбом
Минусинский альбом
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Автопортрет
Автопортрет
Государственный Русский музей
Меншиков в Березове
Меншиков в Березове
Культура.РФ
Взятие снежного городка
Взятие снежного городка
Государственный Русский музей
Петр I перетаскивает суда из Онежского залива
Петр I перетаскивает суда из Онежского залива
Государственный Русский музей
Жена чернобородого стрельца
Жена чернобородого стрельца
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Старик – огородник
Старик – огородник
Государственный Русский музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%