Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры коллекции Радищевского музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет княгини П.И. Щербатовой

Время создания
1910 год
Размер
97x72 см
Техника
Холст, масло
5
Открыть в приложении
#3
Суриков В.И.
Портрет княгини П.И. Щербатовой
#2
Василий Суриков создал портрет княгини Щербатовой в 1910 году. Это редкий случай, когда художник обратился к этому жанру. Суриков работал в основном с историческим сюжетом и никогда не считал себя портретистом. Он писал портреты только когда его интересовала модель.
#4
Картину заказал муж княгини — художник и коллекционер Сергей Щербатов. В своих воспоминаниях он писал, что попросил Сурикова «из моей жены сделать персонажа из толпы „Боярыни Морозовой“, русскую бабу типа той, что, опустив голову, стоит у саней».
#5
Полина Щербатова была внучкой крепостного крестьянина. После замужества она быстро вошла в аристократические круги. Княгиня была благотворительницей и открывала приюты в Москве. В 1918, сразу после революции, супруги Щербатовы переехали во Францию и прожили за границей до конца жизни.
#7
Современники говорят, что княгиня была очень красива. Многие художники писали Щербатову. Например, Валентин Серов начал работать над её портретом в 1911. Он успел сделать несколько рисунков в поисках лучшей композиции, но скоропостижно скончался буквально по дороге на очередной сеанс. Это изображение княгини стало его последней работой.
Серов В. А. Портрет княгини П. И. Щербатовой. 1911 год. Государственная Третьяковская галерея.
#9
Суриков изобразил княгиню сдержанной и строгой. Он не хотел, чтобы детали интерьера отвлекали зрителей от картины, поэтому выбрал нейтральный серый фон. Щербатова позировала художнику в светлой шерстяной кофте и голубом платке с узорчатой вышивкой. Рукой она придерживает платок, который завязан вокруг её головы по-русски.

Автор намеренно выбрал простую одежду — его не интересовал достаток и социальное положение модели. Он смотрел в самую суть человека и стремился передать на холсте «внутренний стержень» модели. Перед нами — уверенная в себе женщина с худым скуластым лицом и черными соболиными бровями. Она горделиво подняла голову и поджала тонкие губы.
#6
Портрет княгини Щербатовой — пример национального образа русской женщины. Чтобы точнее передать характер модели, Суриков пожертвовал точностью изображения. Впоследствии князь Щербатов писал, что «портрет был неудачен по сходству».
#8
Цветовая палитра картины весьма характерна для Сурикова. Он часто использовал в работе холодные сине-голубые и серые оттенки. Голубой платок модели отсвечивает на лице и белой кофте Щербатовой. Доминирование холодных тонов усиливает строгость и сдержанность образа.
#10
До революции портрет находился в коллекции князя Щербатова. После 1917 году его собрание разделили на части и передали в разные музеи. Эта картина поступила в Радищевский музей в 1922 году из Государственного музейного фонда.
#11
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет княгини П.И. Щербатовой

Время создания
1910 год
Размер
97x72 см
Техника
Холст, масло
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Суриков В.И. Коллекция работ

Взятие снежного городка
Взятие снежного городка
Государственный Русский музей
Боярышня
Боярышня
Самарский областной художественный музей
Старый Красноярск
Старый Красноярск
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Крым. Скалы в Симеизе
Крым. Скалы в Симеизе
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Плоты на Енисее
Плоты на Енисее
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Боярышня
Боярышня
Приморская картинная галерея
Большой морской маскарад в 1722 году
Большой морской маскарад в 1722 году
Государственный Русский музей
Автопортрет В.И. Сурикова
Автопортрет В.И. Сурикова
Красноярский краевой краеведческий музей
Портрет А.С. Сурикова, деда художника
Портрет А.С. Сурикова, деда художника
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Анфиса
Анфиса
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Саломея приносит голову Иоанна Крестителя
Саломея приносит голову Иоанна Крестителя
Государственный Русский музей
Крым. Пейзаж с Форосской церковью
Крым. Пейзаж с Форосской церковью
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Человек с больной рукой
Человек с больной рукой
Государственный Русский музей
Милосердный самарянин
Милосердный самарянин
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Минусинский альбом
Минусинский альбом
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Царевна
Царевна
Таганрогский художественный музей
Комнаты в красноярском доме Суриковых
Комнаты в красноярском доме Суриковых
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Степан Разин
Степан Разин
Государственный Русский музей
Старик – огородник
Старик – огородник
Государственный Русский музей
Крест предвыносной патриарха Никона
Крест предвыносной патриарха Никона
Музей Москвы
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%