Блестящий художник и утонченный эстет, Иван Макаров был одним из популярнейших портретистов своего времени. Профессиональное образование художник получил в Академии художеств, а во время трехлетней пенсионерской поездки по Италии он воспринял эстетику классических образцов скульптуры и живописи.
Проблематика нового демократического искусства, постепенно выходящего на первый план в середине XIX века, практически не нашла отражения в его творчестве. Макаров остался мастером светского портрета. На протяжении творческой жизни он создал своего рода «историю в лицах» — целую галерею образов, среди которых особое место занимают портреты дочерей Александра Пушкина, а также вдовы поэта Натальи Николаевны.
Макаров внимательно относился к каждой своей модели, но с особой тщательностью и нежностью писал женские портреты. В них проявилось его романтически восторженное, почти благоговейное отношение к женщине.
Прекрасным примером этого служит «Портрет Е.Е. Муравьевой, урожденной Сафоновой из Новосибирского собрания. На нем изображена молодая женщина в дорогом и одновременно аристократически сдержанном наряде. Лаконичный фон, отсутствие предметов интерьера и резких цветовых акцентов позволяют сосредоточить внимание на одухотворенном юном лице. Его кроткое и чуть печальное выражение пробуждает в зрителе глубокое сопереживание. Прямой, спокойный взгляд модели подчеркивает ее открытость, но свидетельствует и о врожденном чувстве собственного достоинства, сознании своего высокого положения.
Моделью художнику стала Екатерина Муравьева, которая была дочерью дворянина, помещика Евтихия Сафонова и Елизаветы Вяткиной. Позже стала женой полковника Владимира Муравьева, участника Севастопольской обороны. Молодая женщина на портрете представлена в нарядном бальном платье из светлой легкой материи.
Примечательно разнообразие приемов письма при изображении фактуры ткани, лица и особенно прически, где частые незавершенные мазки создают иллюзию воздушной легкости и мягкости волос. Овальный формат портрета поддерживают плавные контуры фигуры и платья изображенной. Мода середины XIX столетия отличалась большой пышностью и богатством отделки костюмов.
Проблематика нового демократического искусства, постепенно выходящего на первый план в середине XIX века, практически не нашла отражения в его творчестве. Макаров остался мастером светского портрета. На протяжении творческой жизни он создал своего рода «историю в лицах» — целую галерею образов, среди которых особое место занимают портреты дочерей Александра Пушкина, а также вдовы поэта Натальи Николаевны.
Макаров внимательно относился к каждой своей модели, но с особой тщательностью и нежностью писал женские портреты. В них проявилось его романтически восторженное, почти благоговейное отношение к женщине.
Прекрасным примером этого служит «Портрет Е.Е. Муравьевой, урожденной Сафоновой из Новосибирского собрания. На нем изображена молодая женщина в дорогом и одновременно аристократически сдержанном наряде. Лаконичный фон, отсутствие предметов интерьера и резких цветовых акцентов позволяют сосредоточить внимание на одухотворенном юном лице. Его кроткое и чуть печальное выражение пробуждает в зрителе глубокое сопереживание. Прямой, спокойный взгляд модели подчеркивает ее открытость, но свидетельствует и о врожденном чувстве собственного достоинства, сознании своего высокого положения.
Моделью художнику стала Екатерина Муравьева, которая была дочерью дворянина, помещика Евтихия Сафонова и Елизаветы Вяткиной. Позже стала женой полковника Владимира Муравьева, участника Севастопольской обороны. Молодая женщина на портрете представлена в нарядном бальном платье из светлой легкой материи.
Примечательно разнообразие приемов письма при изображении фактуры ткани, лица и особенно прически, где частые незавершенные мазки создают иллюзию воздушной легкости и мягкости волос. Овальный формат портрета поддерживают плавные контуры фигуры и платья изображенной. Мода середины XIX столетия отличалась большой пышностью и богатством отделки костюмов.