Илларион Прянишников был одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок — сообщества художников, отказавшихся от навязанных Академией художеств законов. Творчество художников — передвижников отличала гражданская ответственность, попытка решить «проклятые вопросы» современности, сочувствие и интерес к простому народу. Все эти факторы определили социальный накал их полотен. Они явились создателями жанровой картины на народную тему.
Первая выставка Товарищества открылась осенью 1871 года в Петербурге, после чего произведения экспонировались в Москве, Киеве и Харькове. Всего в ней приняли участие более двадцати художников. Она произвела огромное впечатление на публику и пробудила внимание к проблемам, о которых впервые открыто заговорили художники. Картины передвижников не описывали, как полагалось ранее, образы греческих и римских богов, а показывали современную жизнь России. Русская деревня с её праздниками и работами, картинами труда и отдыха пахаря, виды русской природы, портреты русских людей — всё это увидели зрители на первой выставке передвижников.
В исторической Первой выставке передвижников принимала участие и картина Прянишникова «Погорелые» из новосибирского собрания. С сочувствием изображает художник лишившихся крова крестьянских детей. Действие происходит в мрачный осенний день. Дети замерли в пространстве картины, как будто прося подаяния у стоящего напротив картины зрителя. Каждая деталь полотна — от заплат на одежде и обугленных бревен изб до дрожащих на ветру березок и галдящих в хмуром небе птиц — помогает художнику передать атмосферу безысходности.
Первая выставка Товарищества открылась осенью 1871 года в Петербурге, после чего произведения экспонировались в Москве, Киеве и Харькове. Всего в ней приняли участие более двадцати художников. Она произвела огромное впечатление на публику и пробудила внимание к проблемам, о которых впервые открыто заговорили художники. Картины передвижников не описывали, как полагалось ранее, образы греческих и римских богов, а показывали современную жизнь России. Русская деревня с её праздниками и работами, картинами труда и отдыха пахаря, виды русской природы, портреты русских людей — всё это увидели зрители на первой выставке передвижников.
В исторической Первой выставке передвижников принимала участие и картина Прянишникова «Погорелые» из новосибирского собрания. С сочувствием изображает художник лишившихся крова крестьянских детей. Действие происходит в мрачный осенний день. Дети замерли в пространстве картины, как будто прося подаяния у стоящего напротив картины зрителя. Каждая деталь полотна — от заплат на одежде и обугленных бревен изб до дрожащих на ветру березок и галдящих в хмуром небе птиц — помогает художнику передать атмосферу безысходности.
В то же время Прянишников выслушал множество упреков в том, что он показал печи сгоревших изб не обугленными, как оно должно быть в действительности, а белоснежными. Но для художника эти печи — символ утраченного погорельцами родного очага.
Выбирая такой сюжет, Прянишников стремился показать темные стороны народной жизни и тем самым призвать к изменению невыносимого положения простых людей. Такой была цель создания этого произведения и всей художественной стратегии передвижников.
Выбирая такой сюжет, Прянишников стремился показать темные стороны народной жизни и тем самым призвать к изменению невыносимого положения простых людей. Такой была цель создания этого произведения и всей художественной стратегии передвижников.