В Пензенской картинной галерее хранятся 14 работ Ивана Кузьмича Макарова, чья жизнь тесно связана с пензенским краем. Он родился в Саранске, который в прошлом являлся частью Пензенской губернии. В 1844 году поступил в Санкт-Петербургскую императорскую Академию художеств, после обучения в которой вскоре стал одним из самых популярных портретистов столицы.
#7
Макаров И.К.
Девочки-сестры
#13
#5
Иван Кузьмич Макаров (1822–1897). Автопортрет в юности. 1840. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург
Наиболее полно художественное дарование Ивана Макарова раскрылось в области портрета, в том числе детского. Перед зрителем девочки-сестры Араповы: 6-летняя Лиза и 4-летняя Наташа — внучки Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской. Две маленькие дамы своей полупрозрачной гладкой кожей и легким, украшающим личико румянцем похожи на фарфоровых куколок. Парадный портрет их деда, Андрея Николаевича Арапова (1807–1874), поручика лейб-гвардии Кавалергардского полка кисти Дмитрий Антонелли, также хранится в Пензенской картинной галерее.
#14
Старшая сестра, чьи голубые глаза обращены к зрителю — Елизавета, с 1874 года жила в Пензенской губернии в родовом поместье отца Николая Андреевича Арапова. В 1892 году Елизавета Николаевна вышла замуж за камергера, действительного статского советника, предводителя дворянства Нижнеломовского уезда Виктора Дмитриевича Бибикова (1859–1919). Сложно представить себе, какую нелегкую жизнь прожила потомственная дворянка из старинного рода Араповых, пройдя в XX веке через все войны, революцию и потерю близких людей. В отличие от своей сестры Натальи, Елизавета Николаевна не эмигрировала за рубеж, а жила до конца в Пензе. В 1949 году ею были написаны «Мои воспоминания о Пушкине и его потомках», которые были впервые опубликованы уже после её смерти лишь в 1995 году.
#15
По одной из версий, представленный портрет был передан в галерею самой Елизаветой Николаевной в 1918 году. По другой теории, произведения искусства и усадьбы конфисковывались у аристократов и национализировались новой властью, что и произошло с ее картиной и имением в Андреевке. Скорее всего, в этом нет противоречия, Елизавета Николаевна могла успеть передать картину в музей добровольно ради ее сохранения.
Елизавета Николаевна Бибикова (в девичестве Арапова)
#12
Елизавету Николаевну знали многие интеллигентные люди нашего города, её нередко встречали в Лермонтовском сквере, у памятника поэту. Она жила частными уроками иностранного языка. Потомки тех, кто когда-то прислуживал у них в имениях, помогали ей, чем могли. Ходила она в мужском пиджаке, явно с чужого плеча, с простым холщовым мешком… В ней по-прежнему были степенность, достоинство, неспешность. И что удивительно — добрый взгляд, умиротворенное выражение лица. Хотя как начиналась ее жизнь и как она закончилась!
Н. М. Валукина, главный хранитель Пензенской областной картинной галереи им. К. А. Савицкого (1984–2000 годы)
#16
Пензенская картинная галерея им. К.А.Савицкого
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Девочки-сестры
Время создания
1879
Размер
138x102 см
Техника
холст, масло
10
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться