Судьба известного художника Василия Тропинина была очень своеобразной. Он родился в крестьянской семье и был крепостным графа Ираклия Моркова. В 1798 году имевший склонность к рисованию юноша стал вольнослушателем в Санкт-Петербургской Академии художеств. Молодой художник дважды занимал первое место в конкурсах Академии и по сложившейся традиции должен был получить вольную. Вместо этого он в 1804 году был отозван в новое имение графа Моркова — подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа.
Только в 1823 году в возрасте 47 лет Тропинин освободился от крепостной зависимости. По решению Совета Петербургской академии художеств за картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е.О. Скотникова» он получает звание назначенного художника, а в 1824 году ему присваивают звание академика.
К художнику приходит официальное признание, однако вскоре он отказывается от всех постов. Тропинин уехал в Москву, где снял квартиру, соединенную с мастерской, в доме на углу улиц Ленивки и Волхонки. Здесь он проработал большую часть жизни, воспевая радость уединенного бытия. Воплощением такого образа жизни для него стала неторопливая Москва и ее жители.
«Портрет князя Александра Сергеевича Долгорукова» из новосибирской коллекции относится к этому периоду творчества Тропинина. На картине изображен Александр Долгоруков. Он был представителем древнего дворянского рода Долгоруких, чиновником особых поручений при московском военном генерал-губернаторе.
Только в 1823 году в возрасте 47 лет Тропинин освободился от крепостной зависимости. По решению Совета Петербургской академии художеств за картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е.О. Скотникова» он получает звание назначенного художника, а в 1824 году ему присваивают звание академика.
К художнику приходит официальное признание, однако вскоре он отказывается от всех постов. Тропинин уехал в Москву, где снял квартиру, соединенную с мастерской, в доме на углу улиц Ленивки и Волхонки. Здесь он проработал большую часть жизни, воспевая радость уединенного бытия. Воплощением такого образа жизни для него стала неторопливая Москва и ее жители.
«Портрет князя Александра Сергеевича Долгорукова» из новосибирской коллекции относится к этому периоду творчества Тропинина. На картине изображен Александр Долгоруков. Он был представителем древнего дворянского рода Долгоруких, чиновником особых поручений при московском военном генерал-губернаторе.
Перед нами раскрывается образ человека последекабристской эпохи, который предпочел уйти от общественно — политических бурь и сделал выбор в пользу частной жизни. Лицо молодого человека излучает благодушие и спокойствие. Несколько мечтательный взгляд выдает натуру скорее созерцательную, чем деятельную. По своему обыкновению Тропинин изображает модель в непринужденной обстановке: распахнутая домашняя куртка, модный шейный платок и расстегнутый ворот рубашки — все эти детали создают ощущение покоя, довольства и естественности. Тому же эффекту служат спокойные тона картины.