Иван Кузьмич Макаров — выдающийся русский художник-портретист XIX века. В МРМИИ им. С. Д. Эрьзи хранится коллекция работ этого мастера. «Портрет семьи Черемисиновых» — одно из немногих законченных произведений Ивана Кузьмича, принадлежащих музею. Картина написана в жанре группового парадного портрета. На ней есть автограф, хотя художник редко подписывал свои работы. Музей приобрел полотно в 1978 году у жителя Ленинграда.
Согласно надписи на обороте портрета, Иван Макаров изобразил Петра Петровича, Елизавету Сергеевну и Лилю (Елизавету) Черемисиновых. Большое внимание художник уделил деталям нарядов и быта давно ушедшей эпохи. На заднем плане мы видим деревья и дом с легкими занавесками на окнах. Судя по всему, родители с дочерью отдыхают на даче.
Петр Черемисинов получил высшее медицинское образование в Императорском Московском университете, в 1862–1875 гг. работал врачом в Ливенском уезде Орловской области. Затем он познакомился с купцом 1-й гильдии, промышленником и меценатом Петром Ионовичем Губониным, который строил Орловско-Витебскую железную дорогу. Петр Ионович выделял на благотворительность очень крупные средства, распоряжаться ими он поручил Черемисинову.
Служа у Губонина, Петр Петрович сперва переехал на Урал, а в 1880-е годы — в Петербург. За общественную и благотворительную деятельность Петр Черемисинов в 1883 году был награжден орденом Святого Станислава 3 степени, а 3 года спустя его произвели в статские советники. Император Александр III в 1887 году объявил Петру Петровичу монаршую благодарность.
Летом Петр Черемисинов обычно снимал дачу в окрестностях Петербурга. Интересно смотреть на летние, считавшиеся в те времена легкими наряды палевого цвета. На Петре Петровиче — сюртук, расстегнутый по случаю жары, брюки, жилет и кепи. На Елизавете Сергеевне — модное платье со шлейфом и турнюром. Поскольку платье прогулочное, шлейф совсем небольшой, но подол все равно касается земли.
Турнюр — специальная подушечка-накладка, которую надевали под юбку, чтобы формы казались пышнее, а талия — тоньше. Учитывая тот факт, что турнюр зачастую набивали конским волосом, понятно, почему в жаркий день даме совсем не хочется улыбаться. Только непоседливая Лили в белом батистовом платьице с голубым шелковым поясом не разделяет серьезности родителей.
Вероятно, проказницу с большим трудом уговорили позировать, и ей явно не терпелось сбежать. Голубая лента, удерживающая золотистые локоны малышки, по цвету гармонирует с поясом и лазурным небом в верхней части картины. Иван Макаров стремился передать движения героев, но это ему плохо удалось из-за неверно выбранной композиции.
Согласно надписи на обороте портрета, Иван Макаров изобразил Петра Петровича, Елизавету Сергеевну и Лилю (Елизавету) Черемисиновых. Большое внимание художник уделил деталям нарядов и быта давно ушедшей эпохи. На заднем плане мы видим деревья и дом с легкими занавесками на окнах. Судя по всему, родители с дочерью отдыхают на даче.
Петр Черемисинов получил высшее медицинское образование в Императорском Московском университете, в 1862–1875 гг. работал врачом в Ливенском уезде Орловской области. Затем он познакомился с купцом 1-й гильдии, промышленником и меценатом Петром Ионовичем Губониным, который строил Орловско-Витебскую железную дорогу. Петр Ионович выделял на благотворительность очень крупные средства, распоряжаться ими он поручил Черемисинову.
Служа у Губонина, Петр Петрович сперва переехал на Урал, а в 1880-е годы — в Петербург. За общественную и благотворительную деятельность Петр Черемисинов в 1883 году был награжден орденом Святого Станислава 3 степени, а 3 года спустя его произвели в статские советники. Император Александр III в 1887 году объявил Петру Петровичу монаршую благодарность.
Летом Петр Черемисинов обычно снимал дачу в окрестностях Петербурга. Интересно смотреть на летние, считавшиеся в те времена легкими наряды палевого цвета. На Петре Петровиче — сюртук, расстегнутый по случаю жары, брюки, жилет и кепи. На Елизавете Сергеевне — модное платье со шлейфом и турнюром. Поскольку платье прогулочное, шлейф совсем небольшой, но подол все равно касается земли.
Турнюр — специальная подушечка-накладка, которую надевали под юбку, чтобы формы казались пышнее, а талия — тоньше. Учитывая тот факт, что турнюр зачастую набивали конским волосом, понятно, почему в жаркий день даме совсем не хочется улыбаться. Только непоседливая Лили в белом батистовом платьице с голубым шелковым поясом не разделяет серьезности родителей.
Вероятно, проказницу с большим трудом уговорили позировать, и ей явно не терпелось сбежать. Голубая лента, удерживающая золотистые локоны малышки, по цвету гармонирует с поясом и лазурным небом в верхней части картины. Иван Макаров стремился передать движения героев, но это ему плохо удалось из-за неверно выбранной композиции.