Иван Макаров родился в 1822 году в Арзамасе в семье художника. Его отец окончил Арзамасскую школу Александра Ступина и работал учителем рисования в уездном городе Саранске Пензенской губернии. Затем он организовал собственную рисовальную школу сначала в Саранске, а затем в самой Пензе.
Именно под руководством отца юный Макаров добился первых успехов в изобразительном искусстве. В 1845 году он поступил в Академию художеств, где занимался в классе педагога Алексея Маркова. В 1853 году на средства Общества поощрения художеств и с помощью великой княгини Марии Николаевны Иван Макаров уехал за границу, в Рим. Говоря о его технике, современники называли Макарова продолжателем традиций Карла Брюллова. Чаще всего художник писал детские и женские портреты.
В середины XIX века жанр светсткого портрета пользовался большим спросом в аристократических кругах. В 1859 году Иван Макаров написал портрет баронессы Софьи Сталь фон Гольштейн, супруги командира драгунского императорского полка. Софья Николаевна получила хорошее музыкальное образование и обладала сильным голосом, поставленным в традициях итальянской певческой школы. Баронесса часто выступала на концертах перед публикой. Среди номеров были произведения ее дяди — известного композитора Александра Алябьева. Он посвятил ей несколько романсов.
В среде московского дворянства Софья Сталь фон Гольштейн славилась своей красотой. По словам современников, она «сводила с ума весь полк». Поэт Михаил Лермонтов, с которым были знакомы Гольштейны, в своем стихотворении «К Цейдлеру», обыгрывая фамилию Софьи Сталь, намекнул на чувства своего однокашника Михаила Цейдлера к ней:
Именно под руководством отца юный Макаров добился первых успехов в изобразительном искусстве. В 1845 году он поступил в Академию художеств, где занимался в классе педагога Алексея Маркова. В 1853 году на средства Общества поощрения художеств и с помощью великой княгини Марии Николаевны Иван Макаров уехал за границу, в Рим. Говоря о его технике, современники называли Макарова продолжателем традиций Карла Брюллова. Чаще всего художник писал детские и женские портреты.
В середины XIX века жанр светсткого портрета пользовался большим спросом в аристократических кругах. В 1859 году Иван Макаров написал портрет баронессы Софьи Сталь фон Гольштейн, супруги командира драгунского императорского полка. Софья Николаевна получила хорошее музыкальное образование и обладала сильным голосом, поставленным в традициях итальянской певческой школы. Баронесса часто выступала на концертах перед публикой. Среди номеров были произведения ее дяди — известного композитора Александра Алябьева. Он посвятил ей несколько романсов.
В среде московского дворянства Софья Сталь фон Гольштейн славилась своей красотой. По словам современников, она «сводила с ума весь полк». Поэт Михаил Лермонтов, с которым были знакомы Гольштейны, в своем стихотворении «К Цейдлеру», обыгрывая фамилию Софьи Сталь, намекнул на чувства своего однокашника Михаила Цейдлера к ней: