Живописец-портретист Иван Кузьмич Макаров запечатлевал в своих работах российских правителей и представителей высшего света. Среди его картин из коллекции нашего музея особое внимание вызывает «Портрет Соломирской». Это полотно в 1972 году приобрело Министерство культуры РСФСР. Портрет стал подарком музею по случаю 150-летия со дня рождения Ивана Макарова.
О картине, занявшей почетное место в коллекции юбилейной выставки академика портретной живописи в Саранске, ходило много споров. Долгое время считалось, что на ней запечатлена Анна Соломирская, дочь владельца одного из горных уральских округов 1870 года рождения. Но чем дольше изучалась информация о семье Соломирских и специфическом стиле художника, тем очевиднее становилось, что моделью для портрета послужила другая женщина из этого богатого рода.
Сохранились фотоснимки, на которых запечатлен Дмитрий Павлович Соломирский. Невозможно не заметить, что женщина на портрете очень похожа на него внешне, особенно разрезом глаз. Но она не может быть его дочерью, ведь ей не меньше 20 лет, это значит, что художник должен был создать картину в 1890-х годах. Взбитые волосы надо лбом, как у дамы на картине, были характерны для причесок знатных женщин на 30—35 лет ранее.
Легкий газовый шарф, закрепленный в волосах модели, часто можно встретить на картинах авторства Макарова, выполненных гораздо раньше. Эту деталь гардероба мы видим на «Портрете Пушкиной-Ланской», нарисованном не раньше 1851 года, «Портрете неизвестной» 1860-х годов и других работах художника.
Скорее всего, на полотне изображена одна из сестер Дмитрия Павловича. Его отцом был Павел Дмитриевич Соломирский (1798—1870), сделавший успешную военную карьеру. В 37 лет он сочетался браком с Екатериной Булгаковой, а через четыре года оставил службу. С 1841 года Павел Соломирский с семьей проживал на Урале, где ему принадлежали Сысертские заводы. Историки считают, что причиной переезда стали долговые обязательства, сделавшие проблематичной дальнейшую жизнь в Санкт-Петербурге.
У Соломирских было несколько дочерей: Ольга, Екатерина, Мария, Анна, Наталья и Александра. Все девочки были отлично образованны, для чего родители приглашали домой опытных преподавателей и гувернанток из Европы. Исследователи до сих пор пытаются выяснить, кто из шести дочерей Павла Дмитриевича изображен на портрете.
О картине, занявшей почетное место в коллекции юбилейной выставки академика портретной живописи в Саранске, ходило много споров. Долгое время считалось, что на ней запечатлена Анна Соломирская, дочь владельца одного из горных уральских округов 1870 года рождения. Но чем дольше изучалась информация о семье Соломирских и специфическом стиле художника, тем очевиднее становилось, что моделью для портрета послужила другая женщина из этого богатого рода.
Сохранились фотоснимки, на которых запечатлен Дмитрий Павлович Соломирский. Невозможно не заметить, что женщина на портрете очень похожа на него внешне, особенно разрезом глаз. Но она не может быть его дочерью, ведь ей не меньше 20 лет, это значит, что художник должен был создать картину в 1890-х годах. Взбитые волосы надо лбом, как у дамы на картине, были характерны для причесок знатных женщин на 30—35 лет ранее.
Легкий газовый шарф, закрепленный в волосах модели, часто можно встретить на картинах авторства Макарова, выполненных гораздо раньше. Эту деталь гардероба мы видим на «Портрете Пушкиной-Ланской», нарисованном не раньше 1851 года, «Портрете неизвестной» 1860-х годов и других работах художника.
Скорее всего, на полотне изображена одна из сестер Дмитрия Павловича. Его отцом был Павел Дмитриевич Соломирский (1798—1870), сделавший успешную военную карьеру. В 37 лет он сочетался браком с Екатериной Булгаковой, а через четыре года оставил службу. С 1841 года Павел Соломирский с семьей проживал на Урале, где ему принадлежали Сысертские заводы. Историки считают, что причиной переезда стали долговые обязательства, сделавшие проблематичной дальнейшую жизнь в Санкт-Петербурге.
У Соломирских было несколько дочерей: Ольга, Екатерина, Мария, Анна, Наталья и Александра. Все девочки были отлично образованны, для чего родители приглашали домой опытных преподавателей и гувернанток из Европы. Исследователи до сих пор пытаются выяснить, кто из шести дочерей Павла Дмитриевича изображен на портрете.