Шрифт
Цвет
Графика
Мясоедов Г.Г.
Персона

Мясоедов Григорий Григорьевич

Годы жизни: 1834–1911
#2

Григорий Мясоедов — выдающийся русский художник, стоявший у истоков Товарищества передвижных художественных выставок. Его творческий путь пролегал через ключевые этапы развития русского искусства второй половины XIX века: салонный академизм, критический реализм, неприятие авангардных течений рубежа XIX–XX веков. Мясоедов вошел в историю как мастер, чьи произведения воплотили глубину и правду крестьянской жизни, став ярким символом русского реалистического искусства.

#3

Первые академические шаги 

#4

Григорий Григорьевич родился в селе Паньково Тульской губернии (ныне Новодеревеньковский район Орловской области). Учился в Орловской гимназии, а затем поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге. Во время учебы в Академии Мясоедов проявил себя как талантливый ученик, его работы привлекли внимание преподавателей и критиков. Молодой художник так вспоминал об этом периоде:

#5

Жил я, как и большинство студентов Академии художеств, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, — я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам — эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины.

#6

После окончания Академии в 1861 году Мясоедов отправился за границу для дальнейшего обучения. Он посетил Германию, Бельгию, Францию, Швейцарию и Италию, где познакомился с работами европейских мастеров и изучал новые художественные направления. Вернувшись в Россию в 1869 году, он активно включился в художественную жизнь страны.


В начале своего творческого пути Григорий Григорьевич писал картины с оглядкой на Парижский салон и оттачивал стиль бытового рассказа, сочетающий реализм с глубоким психологизмом. Так, в 1865 году на ежегодной выставке в Академии художеств Григорий Мясоедов представил картину «У чужого счастья». Работа была создана за границей и вдохновлена эстетикой Салона. Мясоедов тщательно детализирует мещанскую обстановку: стены с роскошной зеленой обивкой, а также великолепный серебряный сервиз на столе. Окутанная морем белоснежных лент и кружев, молодая мать похожа на дорогую и роскошную фарфоровую куклу. А розовощекий младенец, сидящий у нее на коленях, словно сошел с полотен европейских мастеров: он напоминает пухлого путти, олицетворяющего невинность и нежность.


Элементы, характерные для бытового жанра, художник вводил и в свои полотна, написанные на историческую тему. Сюжет картины «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» был связан с празднованием 250-летия освобождения России от польско-литовских захватчиков (1861–1862). Эскиз Григория Мясоедова изображает финальную сцену из трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов». В центре сюжета — самозванец Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I). Когда приставы приносят указ о поимке Отрепьева, он хитростью перекладывает вину на раскольника Варлаама, читая описание, которое подходит монаху. Однако Варлаам разоблачает обман и Отрепьев, выхватив кинжал, сбегает через окно. Мясоедов мастерски передает динамику и драматизм момента. Художник использует театральные жесты и академические приемы, выделяя главных героев светом и добавляя яркие цветовые акценты. За эту работу, сегодня хранящуюся во Всероссийском музее А.С. Пушкина, Мясоедов получил большую золотую медаль Императорской Академии художеств.

#7

Начало передвижничества 

#8

Пик творчества художника пришелся на 1870–1880-е годы, когда Мясоедов в своих работах поднимал важные общественные вопросы, а в изображении острых социальных конфликтов раскрылся весь масштаб его таланта. Григорий Мясоедов стал одним из инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок, которое объединило многих прогрессивных художников его времени. Они стремились выйти за рамки академического искусства, делая акцент на реализме, социальной тематике и доступности искусства для широкой публики. Их работы отражали жизнь простых людей, социальные проблемы и исторические события. Передвижники организовывали выставки по всей России, чтобы искусство стало ближе к народу. Работы Григория Григорьевича, такие как «Земство обедает» (1872), «Чтение Положения 19 февраля 1861 года» (1873) и «Страдная пора» (1887), стали классикой русского реалистического искусства.


Картина «Земство обедает» изображает сцену крестьянской трапезы на фоне здания земства. Крестьяне скромно перекусывают простой едой — хлебом, луком, солью — на ступенях здания, в то время как внутри, вероятно, заседают более состоятельные представители власти. Полотно подчеркивает социальное неравенство и тяжелую долю крестьян, которые, несмотря на свою важную роль в обществе, остаются на обочине жизни. Мясоедов с сочувствием изображает крестьян, показывая их достоинство, спокойствие и внутреннюю силу, несмотря на бедность и несправедливость. Работа стала одним из ярких примеров критического реализма в русской живописи и получила высокую оценку современников, включая Крамского.


«Земство обедает» была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции после долгих переговоров о цене. В 1876 году по просьбе Третьякова Мясоедов внес изменения в картину, убрав некоторые детали и переработав фигуры крестьян, чтобы усилить выразительность и глубину образа. Третьяков остался доволен изменениями и сохранил картину в своей коллекции. Сегодня «Земство обедает» считается одним из важнейших произведений Мясоедова, отражающим жизнь и настроения крестьянства в России XIX века.


Критик Владимир Стасов высоко оценил картину «Страдная пора. Косцы», которую император Александр III приобрел сразу с выставки Товарищества передвижников, где она экспонировалась:

#9
Впечатление золотого ржаного поля, где, закрытые до пояса колосьями, косят рожь мужики и бабы, легкие облачка на небе, розовые нежные отблески на горизонте — все это полно поэзии, светлого чувства, чего-то здорового и торжественного. 
#11

Закаты в Ялте и Полтаве

#10

В 1890–1900-е годы Мясоедов продолжал активно работать, писал пейзажи, экспериментировал с графикой, создавал театральные декорации и эскизы для спектаклей, однако фактически оказался в положении забытого художника. Его творчество стало менее заметным на фоне новых художественных течений, таких как импрессионизм и символизм. Он жил в своем имении под Полтавой и преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, поддерживая молодых художников.


Крым стал любимым местом для художника. В Ялте он приобрел участок земли недалеко от набережной, где построил несколько домов, включая мастерскую. Мясоедов проводил там много времени, отдыхая и создавая картины. Жизнь в Крыму повлияла на его творчество: из бытописателя он превратился в романтического пейзажиста, а его марины быстро завоевали популярность.


Григорий Мясоедов скончался 18 (31) декабря 1911 года в Полтаве. Его наследие включает множество картин, которые сегодня хранятся в ведущих музеях России, включая Третьяковскую галерею и Русский музей.

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%