Григория Григорьевича Мясоедова (19 апреля 1834 г., Паньково, Тульская губерния —31 декабря 1911 г., Полтава) называют столпом передвижничества. Действительно, идеи создания единой художественной организации и объединения художников принадлежали именно ему. Самый деятельный из членов Товарищества передвижных художественных выставок, он до конца дней активно участвовал в жизни объединения и был постоянным экспонентом передвижных выставок. В истории отечественного искусства второй половины ХIХ столетия за ним прочно закрепилось место ведущего жанрового художника.
Мясоедов был активным общественным деятелем и невероятно разносторонним художником. Помимо жанровых картин, которые преобладают в творческом наследии художника, у Мясоедова встречаются пейзажи Крыма и Юга Украины, исторические картины и портреты, произведения на религиозные темы. В 1865 году на годичной выставке в Академии художеств Мясоедов выступил с картиной «У чужого счастья». Исполненная за границей, с безусловной ориентацией на Парижский салон, для русского зрителя она показалась несколько слащавой и поверхностной.
Мясоедов блестяще продемонстрировал в ней и виртуозное владение кистью, и отточенную стилистику бытового рассказа. Надо отметить, что художник вплоть до мелочей представлял будущую картину: и красивую яркую сцену с молодой матерью, и «перешедшей возраст» старшей сестрой, засмотревшейся на умилительную сцену; «…девица забыла работу, и невольная грусть изобразилась на лице, а может быть, и слезы навернулись», — описывает героиню своего будущего полотна Мясоедов.
Художник долго вынашивал замысел этой картины, продумывая каждую деталь, ракурс, позу. Так, смягчая смысловой контраст, вместо предполагаемых четок и Святого Писания в руках девицы он пишет традиционный женский набор — рукоделие. Лицо ее скрыто в тени, хотя в выражении отчетливо считываются и грусть, и умиление. Тоскливую ноту образа одиночества и жизненной неустроенности поддерживает темная одежда и драпировка за спиной девушки. Образ представлен глубоко и жизненно и не вызывает у зрителя недоверия. Совсем другое впечатление оставляет образ молодой матери с младенцем на руках. Утопающая в море белоснежных лент и кружев, с пышными локонами и кукольно-хорошеньким лицом, она рядом с затейливыми детскими игрушками сама выглядит дорогой и роскошной куклой. А розовощекий младенец на ее коленях напоминает пухлого путти с картин европейских художников.
Начиная с 1871 года центральными в творчестве Мясоедова стали картины на остросоциальные темы. К этому времени Мясоедов стал вполне зрелым художником, за его плечами было академическое образование, более десяти лет активной творческой жизни, многочисленные поездки за границу и большое количество работ.
Мясоедов был активным общественным деятелем и невероятно разносторонним художником. Помимо жанровых картин, которые преобладают в творческом наследии художника, у Мясоедова встречаются пейзажи Крыма и Юга Украины, исторические картины и портреты, произведения на религиозные темы. В 1865 году на годичной выставке в Академии художеств Мясоедов выступил с картиной «У чужого счастья». Исполненная за границей, с безусловной ориентацией на Парижский салон, для русского зрителя она показалась несколько слащавой и поверхностной.
Мясоедов блестяще продемонстрировал в ней и виртуозное владение кистью, и отточенную стилистику бытового рассказа. Надо отметить, что художник вплоть до мелочей представлял будущую картину: и красивую яркую сцену с молодой матерью, и «перешедшей возраст» старшей сестрой, засмотревшейся на умилительную сцену; «…девица забыла работу, и невольная грусть изобразилась на лице, а может быть, и слезы навернулись», — описывает героиню своего будущего полотна Мясоедов.
Художник долго вынашивал замысел этой картины, продумывая каждую деталь, ракурс, позу. Так, смягчая смысловой контраст, вместо предполагаемых четок и Святого Писания в руках девицы он пишет традиционный женский набор — рукоделие. Лицо ее скрыто в тени, хотя в выражении отчетливо считываются и грусть, и умиление. Тоскливую ноту образа одиночества и жизненной неустроенности поддерживает темная одежда и драпировка за спиной девушки. Образ представлен глубоко и жизненно и не вызывает у зрителя недоверия. Совсем другое впечатление оставляет образ молодой матери с младенцем на руках. Утопающая в море белоснежных лент и кружев, с пышными локонами и кукольно-хорошеньким лицом, она рядом с затейливыми детскими игрушками сама выглядит дорогой и роскошной куклой. А розовощекий младенец на ее коленях напоминает пухлого путти с картин европейских художников.
Начиная с 1871 года центральными в творчестве Мясоедова стали картины на остросоциальные темы. К этому времени Мясоедов стал вполне зрелым художником, за его плечами было академическое образование, более десяти лет активной творческой жизни, многочисленные поездки за границу и большое количество работ.