Григорий Мясоедов был организатором и активным деятелем Товарищества передвижных художественных выставок — объединения русских художников, которые дерзнули отринуть навязываемые Академией художеств правила и каноны и обратились к окружающей их действительности. Они противопоставляли себя академизму и выступали за обновление художественного языка. Благодаря Мясоедову и его соратникам по Товариществу русская живопись обратилась к обыденным явления жизни и народным характерам.
Полотно «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», в отличие от более поздних бытовых произведений Мясоедова, написано на историческую тему. Но и оно позволяет проследить, как менялось изобразительное искусство во второй половине XIX века. В этой работе прослеживается стремление мастера соединить историческую тематику с изобразительными чертами, более свойственными бытовому жанру.
Молодой живописец опирался в своей работе на текст драмы Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов», которая посвящена переломным событиям русской истории. Картина была исполнена Мясоедовым в 1862 году в память о 250-летии изгнания польско-литовских интервентов из России и принесла ему большую золотую медаль Академии художеств. В Новосибирском художественном музее хранится авторское повторение этой работы.
Известный художественный критик Владимир Стасов отмечал в картине «глубокое постижение русских народных натур». Художник показывает момент, когда самозванец Григорий Отрепьев останавливается в приграничной корчме. Он ест и пьет за одним столом с монахом-чернецом Мисаилом и изгоем-раскольником отцом Варлаамом. Неожиданно в корчму входят приставы, посланные Борисом Годуновым для поимки Гришки-самозванца. Отрепьев сказывается грамотным и вызывается прочесть указ царя. При этом приставам он описывает внешность отца Варлаама. Монах вырывает бумагу и читает настоящее описание Отрепьева, при этом сам Григорий стоит с рукою за пазухой. Поняв, что обман открылся, Гришка выхватывает нож и, угрожая и расталкивая приставов, выпрыгивает в окно и убегает.
На данном этапе своего творчества художник строит композицию картины в академических традициях. Экспрессивные движения персонажей усиливают ощущение некой театральности представленной сцены. В то же время Мясоедов проявляет здесь живой интерес к выразительным народным типажам и бытовым деталям в интерьере корчмы.
Полотно «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», в отличие от более поздних бытовых произведений Мясоедова, написано на историческую тему. Но и оно позволяет проследить, как менялось изобразительное искусство во второй половине XIX века. В этой работе прослеживается стремление мастера соединить историческую тематику с изобразительными чертами, более свойственными бытовому жанру.
Молодой живописец опирался в своей работе на текст драмы Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов», которая посвящена переломным событиям русской истории. Картина была исполнена Мясоедовым в 1862 году в память о 250-летии изгнания польско-литовских интервентов из России и принесла ему большую золотую медаль Академии художеств. В Новосибирском художественном музее хранится авторское повторение этой работы.
Известный художественный критик Владимир Стасов отмечал в картине «глубокое постижение русских народных натур». Художник показывает момент, когда самозванец Григорий Отрепьев останавливается в приграничной корчме. Он ест и пьет за одним столом с монахом-чернецом Мисаилом и изгоем-раскольником отцом Варлаамом. Неожиданно в корчму входят приставы, посланные Борисом Годуновым для поимки Гришки-самозванца. Отрепьев сказывается грамотным и вызывается прочесть указ царя. При этом приставам он описывает внешность отца Варлаама. Монах вырывает бумагу и читает настоящее описание Отрепьева, при этом сам Григорий стоит с рукою за пазухой. Поняв, что обман открылся, Гришка выхватывает нож и, угрожая и расталкивая приставов, выпрыгивает в окно и убегает.
На данном этапе своего творчества художник строит композицию картины в академических традициях. Экспрессивные движения персонажей усиливают ощущение некой театральности представленной сцены. В то же время Мясоедов проявляет здесь живой интерес к выразительным народным типажам и бытовым деталям в интерьере корчмы.