Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Большой процесс»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Лука Питти

Время создания
вторая половина XVI века
Место создания
Флоренция, Италия
Размер
50x39 см
Техника
дерево, темпера
0
Открыть в приложении
#6

С момента основания галереи в коллекции находится работа неизвестного художника «Святое Семейство». Картина небольшого формата не блещет художественными достоинствами и интересна лишь принадлежностью к местной усадебной коллекции. Старый холст сдублирован на доску с остатками красной сургучной печати и двумя бумажными этикетками на обороте («Италiанской школы № 10» и «1862. № 51»).

В конце 1970-х гг. картине потребовалась реставрация: дублировочная доска треснула, стала хрупкой, вертикальные трещины могли разорвать холст и повредить красочный слой. В процессе работы под холстом на доске обнаружилось погрудное изображение пожилого мужчины в красной одежде и головном уборе с надписью желтой краской сверху «Luca Pitti».

#9

Картина была обнаружена под другой картиной в процессе реставрации

#11

Типологически портрет находит аналогии в серии «Знаменитых мужей», собранной священником и гуманистом XVI столетия Паоло Джовио на вилле «Музей», на озере Комо. Портреты «Музея» на досках в локоть высотой, на тёмном нейтральном фоне всегда снабжались надписью с латинизированным именем персонажа. Идея Джовио — составить «иконографию» наиболее знаменитых исторических персон — полюбилась его современником. Коллекция Джовио дважды полностью копировалась на протяжении XVI в. (для Великого герцога Тосканского и эрцгерцога Тирольского), а затем дополнялись портретами знаменитостей в XVII столетии и позже.

Высокое качество портрета заставило изменить отношение к доске, которую первоначально предполагалось уничтожить. Технологически портрет Луки Питти вполне соответствовал итальянской школе — доска из тополя, темперная живопись в уцелевших слоях.

Лука ди Бонаккорсо Питти (1395—1472) — флорентийский политический деятель, первый владелец знаменитого дворца и один из претендентов на личное первенство во Флоренции. После смерти Козимо Медичи Старшего наш герой с Диотисальви Нерони, Никколо Содерини и Аньоло Аччайоли составили заговор против наследника, Пьеро Медичи. При удачном его осуществлении Лука Питти должен был стать главой Флоренции. Умысел раскрыли, но Лука Питти, в отличие от прочих, не подвергся репрессиям и не бежал из родного города, как сделали другие, что навлекло на него подозрения и неприязнь обеих сторон. Он бесславно дожил свой век в полной изоляции.

Холодная отчужденность и замкнутость модели роднит портрет с традицией маньеристического ретроспективного портрета, распространенной во флорентийском искусстве середины и второй половины XVI столетия. В изображениях такого рода достоверная портретная характеристика была не столь важна по сравнению с иными задачами, скорее «знаковыми» — созданием мифологизированного образа «Отца Отечества» или великого мецената.

Стилистически наша работа напоминает портреты круга Аньоло Бронзино. Но при всей заманчивости мысли связать курский портрет с копиями, выполненными Кристофано Альтиссимо для Козимо I Медичи, очевидна его уязвимость. Лука Питти не упомянут в числе «Знаменитых мужей» ни в одном из сочинений Джовио. Появление ретроспективного изображения этого человека в коллекции портретов Великого Герцога Тосканского маловероятно. Лука Питти находился в весьма сложных отношениях с предками Козимо I, всегда оказываясь в тайной или явной оппозиции к ним, а в XVI веке представители фамилии Питти вообще принадлежали к анти-медичейскими кругам. Все это исключает возможность связывать портрет Луки Питти с коллекциями первых Тосканских герцогов, не отвергая возможной связи с мастерской или близкими последователями Бронзино.

#4

Реставрация 1989 (Денисова Е.Б.)

#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Лука Питти

Время создания
вторая половина XVI века
Место создания
Флоренция, Италия
Размер
50x39 см
Техника
дерево, темпера
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%