В 1915 году Петров-Водкин пишет картину «Мать» одновременно с «Жаждущим воином» и этапным произведением «Девушки на Волге». Художник работает над поиском национального типажа, монументальных форм и фресковых решений.
В картине «Мать» Петров-Водкин утверждает величие женского начала. Женщина с ребенком изображена на первом плане в значительно большем масштабе, чем комната, в которой она находится. Художник делает акцент на этих двух фигурах, чтобы подчеркнуть значимость происходящего, а также бренность всей остальной жизни.
В картине «Мать» Петров-Водкин утверждает величие женского начала. Женщина с ребенком изображена на первом плане в значительно большем масштабе, чем комната, в которой она находится. Художник делает акцент на этих двух фигурах, чтобы подчеркнуть значимость происходящего, а также бренность всей остальной жизни.
Обстановка и мебель в комнате минимализированы, композиция подчинена теории сферической перспективы. Именно поэтому нам кажется, что все предметы в комнате как бы движутся вокруг матери и ребенка. Художник берет предметы с высокой точки зрения, устанавливает между ними ясные пространственные отношения.
В колористическом решении картины Петров-Водкин пользуется разработанной им теорией трехцветия — локальные цвета «красный, синий, желтый» и их смешения.