Доверие Щукина позволило Матиссу с 1909 года сконцентрироваться на теме экспрессивного танца — своеобразной квинтэссенции теорий художника о важности открытости и эмоциональности в искусстве. Центральным произведением объединенной этим мотивом группы работ стало знаменитое панно «Танец», исполненное в 1910 году и размещенное на лестнице особняка Сергея Щукина. Полноразмерный эскиз к нему, созданный в 1909 году, оставался в мастерской Матисса в Исси-ле-Мулино под Парижем и вскоре был включен в композицию работ, продолжающих тему.
Весной и в начале лета 1912 года художник переосмысляет «Танец», вписывая его героев в другие полотна. Возникает новый мотив: написанные на холсте фигуры «Танца» кружатся вокруг треножника с цветами, что отразилось в историческом названии картины — «Танец вокруг настурций». Матисс достигает почти кинематографического выражения движения — «покадровое» перемещение фигур проявляется под тонкими, вибрирующими слоями живописи.
Картина прибыла в Москву не сразу: Матисс решил показать ее на Осеннем салоне 1912 года. Сергей Щукин получил картину лишь осенью 1913 года. Вместе с панно «Разговор» и «Уголок мастерской» в его доме они образовали триптих, помещенный на торцовой стене Большой столовой.