Эту коровку вылепили сестры Ольга и Наталья Гончаровы в 1989 году. Мастерицы не пытались показать животное в движении: игрушка прочно стоит на четырех ножках и держит голову прямо. Лоб фигурки венчают массивные рога, устремленные вверх.
Во многих культурах корова — символ плодородия и могущества, быстрого роста и здоровья. Славяне считали ее богиней неба, кормилицей земли. В старину замужние русские женщины даже носили рогатый головной убор — кичку. Она имитировала рога коровы и символизировала плодородность ее хозяйки. Коровку-игрушку можно было подарить ребенку уже в возрасте 4-5 месяцев.
Несмотря на столь большую важность коровы в русской культуре, в Старом Осколе подобные фигурки были редкостью. Единственная коровка, которую удалось найти на оскольской земле, создана в XVIII веке. Впрочем, при раскопках еще обнаружились фрагменты рогов, которые могли бы принадлежать корове или быку. Потомственные мастерицы Ольга и Наталья Гончаровы говорили, что их мама Анастасия Павловна иногда лепила коровок. Поэтому они возродили эту фигурку и в своем творчестве.
Исследователь Борис Шевченко рассказывал, что игрушки, созданные мамой мастериц Анастасией Гончаровой, тоже были однажды найдены при раскопках. В 1990-е годы в том районе, где когда-то был дом семьи, обнаружилось около сотни фигурок. В большинстве из них сестры Гончаровы узнали поделки их матери и старшей сестры Евдокии, созданные в конце XIX — начале ХХ века.
В 1980-х годах настоящим открытием стали и работы самих сестер Гончаровых. Дело в том, что они смогли вспомнить традиционные старооскольские приемы лепки, выученные еще в детстве. Созданные ими свистульки отличались от крестьянской и городской игрушки: исследователи отнесли их к редчайшей посадской. До этого считалось, что к тому времени в России посадскую игрушку уже не создавали.
В декабре 2016 года Министерство промышленности и торговли России зарегистрировало старооскольскую игрушку как «изделие народных художественных промыслов признанного художественного достоинства». Это значит, что она встала в один ряд со знаменитыми дымковским, хохломским, гжельским и другими народными промыслами.
Во многих культурах корова — символ плодородия и могущества, быстрого роста и здоровья. Славяне считали ее богиней неба, кормилицей земли. В старину замужние русские женщины даже носили рогатый головной убор — кичку. Она имитировала рога коровы и символизировала плодородность ее хозяйки. Коровку-игрушку можно было подарить ребенку уже в возрасте 4-5 месяцев.
Несмотря на столь большую важность коровы в русской культуре, в Старом Осколе подобные фигурки были редкостью. Единственная коровка, которую удалось найти на оскольской земле, создана в XVIII веке. Впрочем, при раскопках еще обнаружились фрагменты рогов, которые могли бы принадлежать корове или быку. Потомственные мастерицы Ольга и Наталья Гончаровы говорили, что их мама Анастасия Павловна иногда лепила коровок. Поэтому они возродили эту фигурку и в своем творчестве.
Исследователь Борис Шевченко рассказывал, что игрушки, созданные мамой мастериц Анастасией Гончаровой, тоже были однажды найдены при раскопках. В 1990-е годы в том районе, где когда-то был дом семьи, обнаружилось около сотни фигурок. В большинстве из них сестры Гончаровы узнали поделки их матери и старшей сестры Евдокии, созданные в конце XIX — начале ХХ века.
В 1980-х годах настоящим открытием стали и работы самих сестер Гончаровых. Дело в том, что они смогли вспомнить традиционные старооскольские приемы лепки, выученные еще в детстве. Созданные ими свистульки отличались от крестьянской и городской игрушки: исследователи отнесли их к редчайшей посадской. До этого считалось, что к тому времени в России посадскую игрушку уже не создавали.
В декабре 2016 года Министерство промышленности и торговли России зарегистрировало старооскольскую игрушку как «изделие народных художественных промыслов признанного художественного достоинства». Это значит, что она встала в один ряд со знаменитыми дымковским, хохломским, гжельским и другими народными промыслами.