«Уточка» — это работа сестер Гончаровых, созданная в традициях старооскольской игрушки. Такие фигурки обычно были свистками.
Чтобы свистулька давала красивый чистый звук, внутри нее нужно было оставить пустую полость — резонатор. У уточки такую полость мастерицы формировали по технологии, которую называют «морковка». Сначала они создавали из очищенной от примесей глины плотный шарик. Затем из него раскатывали большую «морковку» — конус для будущего корпуса игрушки. В его нижней широкой части делали полость, которая шла примерно до половины высоты. Полость тоже формировали в виде конуса. Верх «морковки» сгибали в двух местах, образуя шею и головку игрушки. Открытый широкий низ затем закрывали: мастерицы стягивали глину с краев и формировали из нее загубник — его подносят к губам во время игры на свистульке. После того, как игрушка слегка подсыхала, в ней прокалывали все нужные отверстия.
Сестры Гончаровы любили экспериментировать с раскраской птичек. Чаще всего это была зигзагообразная линия по туловищу, которую дополняли точками. Гребешок, ножки и сережки птиц закрашивали полностью в один цвет, иногда покрывая детали лишь частично. У «курочки» обычно была одна сережка, у «петушка» — две. Очень редко по бокам птички размещали две веточки, как в традиционной росписи барашка — у этой игрушки из коллекции музея они есть. Еще почти всегда на груди уточки изображали солярный знак — символ солнца и жизни.
Наталья Гончарова, будучи уже в преклонном возрасте, оставила мастерам из дома ремесел короткую записку. Эта записка — суть старооскольской игрушки, а также своеобразный наказ тем, кто будет хранить ее традиции. Мастерица Наталья Никишина цитировала ее в своей публикации:
Чтобы свистулька давала красивый чистый звук, внутри нее нужно было оставить пустую полость — резонатор. У уточки такую полость мастерицы формировали по технологии, которую называют «морковка». Сначала они создавали из очищенной от примесей глины плотный шарик. Затем из него раскатывали большую «морковку» — конус для будущего корпуса игрушки. В его нижней широкой части делали полость, которая шла примерно до половины высоты. Полость тоже формировали в виде конуса. Верх «морковки» сгибали в двух местах, образуя шею и головку игрушки. Открытый широкий низ затем закрывали: мастерицы стягивали глину с краев и формировали из нее загубник — его подносят к губам во время игры на свистульке. После того, как игрушка слегка подсыхала, в ней прокалывали все нужные отверстия.
Сестры Гончаровы любили экспериментировать с раскраской птичек. Чаще всего это была зигзагообразная линия по туловищу, которую дополняли точками. Гребешок, ножки и сережки птиц закрашивали полностью в один цвет, иногда покрывая детали лишь частично. У «курочки» обычно была одна сережка, у «петушка» — две. Очень редко по бокам птички размещали две веточки, как в традиционной росписи барашка — у этой игрушки из коллекции музея они есть. Еще почти всегда на груди уточки изображали солярный знак — символ солнца и жизни.
Наталья Гончарова, будучи уже в преклонном возрасте, оставила мастерам из дома ремесел короткую записку. Эта записка — суть старооскольской игрушки, а также своеобразный наказ тем, кто будет хранить ее традиции. Мастерица Наталья Никишина цитировала ее в своей публикации: