Ольга и Наталья Гончаровы создали игрушку-медведицу в 1989 году. Помимо традиционной фигурки с кувшином-свистком, сестры Гончаровы разработали 12 новых разновидностей медведя — с гармошкой, с бочонком меда или воды, с петушком, с корзинкой и другие. Эта медведица в фартуке прижимает к себе лапой цветное лукошко.
Глиняные игрушки на Руси известны с глубокой древности. Самые ранние из них появились на территории древних русских городов: Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа. Их создавали, когда наши далекие предки еще поклонялись языческим богам. В глубокой древности мастера лепили подобные изделия не только ради забавы, но и как образы для магических обрядов. Фигурки играли роль оберегов от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить людей, уберечь жителей поселения от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам.
Общерусские каноны определяли и простой набор форм: баба, погремушка, птичка, коник. Эти лаконичные образы представляли все четыре стихии: огонь, землю, воздух и воду. На некоторых промыслах, в том числе старооскольском, в этот перечень включали и медведя.
Фигурка медведя появилась в старооскольской глиняной игрушке в конце XIX века. В то время в слободе Казацкой жила семья Михаила Гончарова — гончара в третьем поколении. Его жена Анастасия вместе с тремя дочерьми Евдокией, Ольгой и Натальей лепили глиняные игрушки. Они работали с остатками той глины, которая не пошла на изготовление кувшинов, горшков или крынок — тех изделий, которые глава семьи делал на продажу.
Сегодня именно благодаря сестрам Гончаровым старооскольская игрушка продолжает жить. Промысел чуть не угас в 1930-х годах из-за сильного голода и огромных налогов: в то время многие мастера ушли из жизни, а оставшиеся игрушечники лепили изделия втайне от налоговых инспекторов. Исследователь Борис Шевченко писал, что в 40-е годы ХХ века старьевщики даже стали завозить в Старый Оскол свистульки из других мест. Но с 1980-х годов сестры Гончаровы вновь взялись за любимое дело. Они передали навыки нескольким ученикам, и теперь древние традиции продолжаются в новых формах.
Глиняные игрушки на Руси известны с глубокой древности. Самые ранние из них появились на территории древних русских городов: Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа. Их создавали, когда наши далекие предки еще поклонялись языческим богам. В глубокой древности мастера лепили подобные изделия не только ради забавы, но и как образы для магических обрядов. Фигурки играли роль оберегов от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить людей, уберечь жителей поселения от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам.
Общерусские каноны определяли и простой набор форм: баба, погремушка, птичка, коник. Эти лаконичные образы представляли все четыре стихии: огонь, землю, воздух и воду. На некоторых промыслах, в том числе старооскольском, в этот перечень включали и медведя.
Фигурка медведя появилась в старооскольской глиняной игрушке в конце XIX века. В то время в слободе Казацкой жила семья Михаила Гончарова — гончара в третьем поколении. Его жена Анастасия вместе с тремя дочерьми Евдокией, Ольгой и Натальей лепили глиняные игрушки. Они работали с остатками той глины, которая не пошла на изготовление кувшинов, горшков или крынок — тех изделий, которые глава семьи делал на продажу.
Сегодня именно благодаря сестрам Гончаровым старооскольская игрушка продолжает жить. Промысел чуть не угас в 1930-х годах из-за сильного голода и огромных налогов: в то время многие мастера ушли из жизни, а оставшиеся игрушечники лепили изделия втайне от налоговых инспекторов. Исследователь Борис Шевченко писал, что в 40-е годы ХХ века старьевщики даже стали завозить в Старый Оскол свистульки из других мест. Но с 1980-х годов сестры Гончаровы вновь взялись за любимое дело. Они передали навыки нескольким ученикам, и теперь древние традиции продолжаются в новых формах.