В фигурке всадника, сделанной сестрами Гончаровыми, сохранился старинный образ казака. Эти воины приходили на помощь жителям при осаде крепости Оскол еще в XVI веке, во времена царствования Федора Иоанновича.
Именно благодаря казакам обрел свое название и знаменитый местный гончарный район — «слобода Казацкая». Служивые получили земли в юго-западном пригороде и переселились туда к 1616 году. Уже к 1658 году, после завершения строительства Белгородской защитной черты, казачья служба в городе прекратилась: воцарились более мирные времена, и большинство казаков перешли в статус ремесленников или крестьян. Тогда же в слободе стал активно развиваться гончарный промысел.
Долгие годы гончары Старого Оскола славились качественной посудой и особыми игрушками-свистульками. Но в ХХ веке традиция расписных фигурок чуть было не угасла. Это произошло по нескольким причинам. Одна из них — появление на рынке фабричной игрушки. Глиняным фигуркам стало сложно выдерживать конкуренцию с массовым производством. С еще большими трудностями промысел столкнулся из-за революции и войн. Сначала власти принудительно объединили гончаров в артели. Затем началась Великая Отечественная война, а за нею — долгие годы восстановления. Все это пагубно сказалось на гончарном ремесле и, в частности, на игрушке.
Нелегкие времена переживала и семья Гончаровых. В одной из бомбежек 1941 года Наталья Гончарова потеряла мужа. Ей пришлось жить вместе с маленьким сыном в холодном доме с выбитыми от взрывов стеклами. В июле 1942 года Старый Оскол захватили фашистские войска: начались семь тяжелейших месяцев оккупации. Ольга в это время работала в плену у немцев: ее заставляли расчищать снег. Когда город освободили, она уехала создавать снаряды на заводе в Иваново. С 1949 года сестры решили жить вместе: вдвоем было легче справляться с трудностями. Но к игрушке они вернулись лишь в 1985 году, после визита в Старый Оскол искусствоведа Никитина. Именно он уговорил их вспомнить секреты мастерства, полученные еще в детстве.
Сегодня благодаря художницам промысел старооскольской игрушки продолжает жить. Расписные всадники, «бабы» и животные стали предметом гордости местных жителей. Люди не только вылепливают фигурки-свистушки, но и рисуют, изучают, коллекционируют их.
Именно благодаря казакам обрел свое название и знаменитый местный гончарный район — «слобода Казацкая». Служивые получили земли в юго-западном пригороде и переселились туда к 1616 году. Уже к 1658 году, после завершения строительства Белгородской защитной черты, казачья служба в городе прекратилась: воцарились более мирные времена, и большинство казаков перешли в статус ремесленников или крестьян. Тогда же в слободе стал активно развиваться гончарный промысел.
Долгие годы гончары Старого Оскола славились качественной посудой и особыми игрушками-свистульками. Но в ХХ веке традиция расписных фигурок чуть было не угасла. Это произошло по нескольким причинам. Одна из них — появление на рынке фабричной игрушки. Глиняным фигуркам стало сложно выдерживать конкуренцию с массовым производством. С еще большими трудностями промысел столкнулся из-за революции и войн. Сначала власти принудительно объединили гончаров в артели. Затем началась Великая Отечественная война, а за нею — долгие годы восстановления. Все это пагубно сказалось на гончарном ремесле и, в частности, на игрушке.
Нелегкие времена переживала и семья Гончаровых. В одной из бомбежек 1941 года Наталья Гончарова потеряла мужа. Ей пришлось жить вместе с маленьким сыном в холодном доме с выбитыми от взрывов стеклами. В июле 1942 года Старый Оскол захватили фашистские войска: начались семь тяжелейших месяцев оккупации. Ольга в это время работала в плену у немцев: ее заставляли расчищать снег. Когда город освободили, она уехала создавать снаряды на заводе в Иваново. С 1949 года сестры решили жить вместе: вдвоем было легче справляться с трудностями. Но к игрушке они вернулись лишь в 1985 году, после визита в Старый Оскол искусствоведа Никитина. Именно он уговорил их вспомнить секреты мастерства, полученные еще в детстве.
Сегодня благодаря художницам промысел старооскольской игрушки продолжает жить. Расписные всадники, «бабы» и животные стали предметом гордости местных жителей. Люди не только вылепливают фигурки-свистушки, но и рисуют, изучают, коллекционируют их.