Эта головка «бабы» в кокошнике — единственный сохранившийся фрагмент старинной игрушки. Ее нашли при раскопках в Старом Осколе. Неизвестный мастер вылепил фигурку ориентировочно в XVIII веке. Отколовшуюся часть туловища найти не удалось, но изделие все равно вызывает интерес: оно позволяет понять, как изменялись формы подобных игрушек с течением времени.
Фигурки «баб», созданные до конца XVIII века, отличались особыми чертами: у них были рельефно вылепленные лица. Глаза и рот им прокалывали тонкой чечевицеобразной в сечении палочкой (если посмотреть на кончик такого инструмента, он похож на зернышко чечевицы).
Чтобы сформировать объемы лица, художники часто примазывали небольшой валик глины к голове фигурки. Они раздавливали этот валик одним движением большого и указательного пальцев — получались своеобразные щеки и нос. Другая, более простая технология — глину стягивали со лба игрушки или шеи. Иногда делали едва заметный «прищип», чисто символически намечая рельефный нос.
В конце XIX — начале XX века черты «баб» резко упростились: мастера стали оставлять простые гладкие лица с тремя наколами, которые символизировали глаза и рот. Отверстия проделывали плоской или круглой в сечении палочкой. Очень редко их формировали штампиками.
В своих первых игрушках потомственные мастерицы Ольга и Наталья Гончаровы поступали так же. К 1991 году они заменили три накола тремя точками. Красная точка означала рот, две черные или синие точки — глаза. Затем у игрушек появились еще и брови. При этом на голове игрушки-«бабы» по-прежнему сохранялся кокошник: в старину он был непременным атрибутом замужней женщины.
Исследователь Наталья Никишина писала, что на рубеже XIX века фигурки барышень также стали создавать с головным убором, очень похожим на капор. Он соединял в себе черты чепца и шляпы, в нем обязательны были широкие поля, постепенно сужающиеся к затылку. Тогда в Старом Осколе наблюдался рост культуры и экономики: люди могли уделять внешнему виду много внимания, и капор стал популярен в городской и слободской среде. Это отразилось и в игрушке.
Фигурки «баб», созданные до конца XVIII века, отличались особыми чертами: у них были рельефно вылепленные лица. Глаза и рот им прокалывали тонкой чечевицеобразной в сечении палочкой (если посмотреть на кончик такого инструмента, он похож на зернышко чечевицы).
Чтобы сформировать объемы лица, художники часто примазывали небольшой валик глины к голове фигурки. Они раздавливали этот валик одним движением большого и указательного пальцев — получались своеобразные щеки и нос. Другая, более простая технология — глину стягивали со лба игрушки или шеи. Иногда делали едва заметный «прищип», чисто символически намечая рельефный нос.
В конце XIX — начале XX века черты «баб» резко упростились: мастера стали оставлять простые гладкие лица с тремя наколами, которые символизировали глаза и рот. Отверстия проделывали плоской или круглой в сечении палочкой. Очень редко их формировали штампиками.
В своих первых игрушках потомственные мастерицы Ольга и Наталья Гончаровы поступали так же. К 1991 году они заменили три накола тремя точками. Красная точка означала рот, две черные или синие точки — глаза. Затем у игрушек появились еще и брови. При этом на голове игрушки-«бабы» по-прежнему сохранялся кокошник: в старину он был непременным атрибутом замужней женщины.
Исследователь Наталья Никишина писала, что на рубеже XIX века фигурки барышень также стали создавать с головным убором, очень похожим на капор. Он соединял в себе черты чепца и шляпы, в нем обязательны были широкие поля, постепенно сужающиеся к затылку. Тогда в Старом Осколе наблюдался рост культуры и экономики: люди могли уделять внешнему виду много внимания, и капор стал популярен в городской и слободской среде. Это отразилось и в игрушке.