Эту игрушку нашли при раскопках в Старом Осколе. Сестры Гончаровы называли подобные изделия «кониками». Такой тип игрушки — один из самых древних, он появился в Осколе в XV веке и почти не изменялся до сегодняшнего дня. Конкретно эту фигурку исследователи датируют ХХ веком. К сожалению, она не сохранилась целиком: у коника отсутствуют две задние ножки.
Фигурка вылеплена из беложгущейся глины. Для изготовления игрушек издавна собирали поверхностно лежащую глину — «пескушу». После обжига она становится белой с легким оттенком цвета топленого молока. К ней, как правило, добавляли немного «черной», более пластичной глины.
Конь — один из древнейших символов в языческих культах русичей. Его изображение часто находят в славянских погребениях VI–VIII веков и при раскопках древнерусских городов X–XIV веков. Считалось, что конь — слуга Солнца, он приносит людям благодать. Примерно в XV–XVI веках старооскольских коников лепили с длинными шеями — этим они напоминали старинную московскую игрушку. Судя по археологическим находкам, в старину старооскольская детвора не сильно интересовалась фигуркой коня без всадника. В XVI–XVIII веках мастера лепили коней сразу с глиняными наездниками. Фигурки были довольно воинственны, поэтому их нередко называли «генералами».
Искусствовед Елена Андрусенко делила игрушки на четыре условных вида: погремушки, свистульки, игрушки-скульптуры и изделия, имитирующие «взрослую» посуду. Она писала, что можно отдельно выделить:
Фигурка вылеплена из беложгущейся глины. Для изготовления игрушек издавна собирали поверхностно лежащую глину — «пескушу». После обжига она становится белой с легким оттенком цвета топленого молока. К ней, как правило, добавляли немного «черной», более пластичной глины.
Конь — один из древнейших символов в языческих культах русичей. Его изображение часто находят в славянских погребениях VI–VIII веков и при раскопках древнерусских городов X–XIV веков. Считалось, что конь — слуга Солнца, он приносит людям благодать. Примерно в XV–XVI веках старооскольских коников лепили с длинными шеями — этим они напоминали старинную московскую игрушку. Судя по археологическим находкам, в старину старооскольская детвора не сильно интересовалась фигуркой коня без всадника. В XVI–XVIII веках мастера лепили коней сразу с глиняными наездниками. Фигурки были довольно воинственны, поэтому их нередко называли «генералами».
Искусствовед Елена Андрусенко делила игрушки на четыре условных вида: погремушки, свистульки, игрушки-скульптуры и изделия, имитирующие «взрослую» посуду. Она писала, что можно отдельно выделить: