Эта фигурка — обожженная и готовая к росписи игрушка «Барышня со свистком». Ее вылепили сестры Ольга и Наталья Гончаровы в 1990-е годы. На выделку подобных изделий художницы затрачивали примерно 10–12 минут. Еще 2–3 минуты уходило на прокол свистка и 4–5 минут — на раскраску после обжига.
Если подуть в кувшин-свисток, игрушка издает мелодичный свист. Такие кувшины с отверстиями и резонатором делали «на пальце». Сначала сестры расплющивали шарик из глины в тонкую лепешку и наворачивали ее на указательный палец. На конце они формировали загубник — деталь, которую нужно при свисте подносить ко рту. Получившийся цилиндрик с загубником снимали с пальца, затем его нижнюю часть сплющивали и заглаживали, чтобы со второго конца не оставалось отверстий. Таким образом, полость была готова.
Чтобы во время свиста воздушный поток мог выйти из полости наружу, нужно было проколоть еще несколько отверстий. Но перед этим, как говорили мастера, игрушка должна была немного «подтянуть» — то есть подсохнуть. Сестры Гончаровы обычно прокалывали свисток через час-полтора после вылепливания игрушки.
Прокалывания отверстий свистка — ответственный момент, требующий сноровки мастера и знания технологии. Если вместо свиста слышалось шипение, то отверстие осматривали, подправляли палочкой или убирали лишнюю глину, оставшуюся при прокалывании или при извлечении палочки. При необходимости мастера делали лады — два дополнительных отверстия в камере-резонаторе, чтобы регулировать звук.
Еще издревле глиняной игрушкой в основном занимались женщины и дети Старого Оскола. Как правило, лепили изделия из той глины, которую гончар завез для своей основной работы, чаще даже из отходов. Сестры Гончаровы рассказывали, что их мама лепила игрушку из того материала, который был в доме и который разрешал использовать их отец.
Старооскольские мастера использовали разные виды глин. Для игрушек чаще всего брали беложгущуюся глину-пескушку. Ее можно было накопать в верховьях улицы Меловая. Немного реже использовали красножгущуюся глину, из которой получались более прочные игрушки.
Если подуть в кувшин-свисток, игрушка издает мелодичный свист. Такие кувшины с отверстиями и резонатором делали «на пальце». Сначала сестры расплющивали шарик из глины в тонкую лепешку и наворачивали ее на указательный палец. На конце они формировали загубник — деталь, которую нужно при свисте подносить ко рту. Получившийся цилиндрик с загубником снимали с пальца, затем его нижнюю часть сплющивали и заглаживали, чтобы со второго конца не оставалось отверстий. Таким образом, полость была готова.
Чтобы во время свиста воздушный поток мог выйти из полости наружу, нужно было проколоть еще несколько отверстий. Но перед этим, как говорили мастера, игрушка должна была немного «подтянуть» — то есть подсохнуть. Сестры Гончаровы обычно прокалывали свисток через час-полтора после вылепливания игрушки.
Прокалывания отверстий свистка — ответственный момент, требующий сноровки мастера и знания технологии. Если вместо свиста слышалось шипение, то отверстие осматривали, подправляли палочкой или убирали лишнюю глину, оставшуюся при прокалывании или при извлечении палочки. При необходимости мастера делали лады — два дополнительных отверстия в камере-резонаторе, чтобы регулировать звук.
Еще издревле глиняной игрушкой в основном занимались женщины и дети Старого Оскола. Как правило, лепили изделия из той глины, которую гончар завез для своей основной работы, чаще даже из отходов. Сестры Гончаровы рассказывали, что их мама лепила игрушку из того материала, который был в доме и который разрешал использовать их отец.
Старооскольские мастера использовали разные виды глин. Для игрушек чаще всего брали беложгущуюся глину-пескушку. Ее можно было накопать в верховьях улицы Меловая. Немного реже использовали красножгущуюся глину, из которой получались более прочные игрушки.