Эта женская фигурка помогает понять, как выглядит один из этапов создания игрушки. Сестры Гончаровы вылепили ее в 1990-х годах. Получился так называемый сырец — заготовка, которая уже закончена по форме, но так и не прошла обжиг.
Создавая форму, художницы использовали различные инструменты. Например, чтобы вылепить внутреннюю часть колокола у юбки, мастерицы брали довольно толстую палочку с конусом на конце. Высота конуса была 60–80 миллиметров. Диаметр на его утолщенной части достигал 20–30 миллиметров, а на меньшей части — всего 6–10 миллиметров.
Когда основа была готова, примерно через полтора часа художницы прокалывали дырочки для свистка. Для этой процедуры во все времена применяли какую-нибудь палочку с плоским концом. Сестры Гончаровы говорили, что не припомнят, было ли у этого инструмента особое название. Сами они использовали слегка заточенную спичку, примерно до 1–1,5 мм в диаметре. Поэтому этот инструмент они и прозвали «спичкой». В других российских промыслах подобные палочки часто именовали «пищик». Исследователь старооскольской игрушки Татьяна Брыжик называла инструмент для прокалывания «шпыкачкой».
Когда часть с формовкой и проколами завершалась, заготовку ставили сушиться. Затем ее отправляли в специальную печь — гончарный горн, — которая могла раскаляться до очень высоких температур. Мастера строго следили за режимом нагрева: обжиг шел примерно на 600–700 градусах. В горне игрушки так сильно накалялись, что начинали светиться. После обжига изделие становилось более прочным и изменяло цвет.
Старинные засыпанные горны до сих пор можно разыскать в слободе Казацкой на улице Подгорной, чудом сохранившей свой старинный ландшафт и архитектурный облик. Один из мастеров ХХ века Николай Чёрных рассказывал:
Создавая форму, художницы использовали различные инструменты. Например, чтобы вылепить внутреннюю часть колокола у юбки, мастерицы брали довольно толстую палочку с конусом на конце. Высота конуса была 60–80 миллиметров. Диаметр на его утолщенной части достигал 20–30 миллиметров, а на меньшей части — всего 6–10 миллиметров.
Когда основа была готова, примерно через полтора часа художницы прокалывали дырочки для свистка. Для этой процедуры во все времена применяли какую-нибудь палочку с плоским концом. Сестры Гончаровы говорили, что не припомнят, было ли у этого инструмента особое название. Сами они использовали слегка заточенную спичку, примерно до 1–1,5 мм в диаметре. Поэтому этот инструмент они и прозвали «спичкой». В других российских промыслах подобные палочки часто именовали «пищик». Исследователь старооскольской игрушки Татьяна Брыжик называла инструмент для прокалывания «шпыкачкой».
Когда часть с формовкой и проколами завершалась, заготовку ставили сушиться. Затем ее отправляли в специальную печь — гончарный горн, — которая могла раскаляться до очень высоких температур. Мастера строго следили за режимом нагрева: обжиг шел примерно на 600–700 градусах. В горне игрушки так сильно накалялись, что начинали светиться. После обжига изделие становилось более прочным и изменяло цвет.
Старинные засыпанные горны до сих пор можно разыскать в слободе Казацкой на улице Подгорной, чудом сохранившей свой старинный ландшафт и архитектурный облик. Один из мастеров ХХ века Николай Чёрных рассказывал: