Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кладезь истории»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Барышня с кувшином (сырец)

Время создания
1994–1995 год
Место создания
Старый Оскол
Размер
14x5x5 см
Техника
глина, лепка
6
Открыть в приложении
#1
Ольга Гончарова, Наталья Гончарова
Барышня с кувшином (сырец)
#4
Эта женская фигурка помогает понять, как выглядит один из этапов создания игрушки. Сестры Гончаровы вылепили ее в 1990-х годах. Получился так называемый сырец — заготовка, которая уже закончена по форме, но так и не прошла обжиг.

Создавая форму, художницы использовали различные инструменты. Например, чтобы вылепить внутреннюю часть колокола у юбки, мастерицы брали довольно толстую палочку с конусом на конце. Высота конуса была 60–80 миллиметров. Диаметр на его утолщенной части достигал 20–30 миллиметров, а на меньшей части — всего 6–10 миллиметров.

Когда основа была готова, примерно через полтора часа художницы прокалывали дырочки для свистка. Для этой процедуры во все времена применяли какую-нибудь палочку с плоским концом. Сестры Гончаровы говорили, что не припомнят, было ли у этого инструмента особое название. Сами они использовали слегка заточенную спичку, примерно до 1–1,5 мм в диаметре. Поэтому этот инструмент они и прозвали «спичкой». В других российских промыслах подобные палочки часто именовали «пищик». Исследователь старооскольской игрушки Татьяна Брыжик называла инструмент для прокалывания «шпыкачкой».

Когда часть с формовкой и проколами завершалась, заготовку ставили сушиться. Затем ее отправляли в специальную печь — гончарный горн, — которая могла раскаляться до очень высоких температур. Мастера строго следили за режимом нагрева: обжиг шел примерно на 600–700 градусах. В горне игрушки так сильно накалялись, что начинали светиться. После обжига изделие становилось более прочным и изменяло цвет.

Старинные засыпанные горны до сих пор можно разыскать в слободе Казацкой на улице Подгорной, чудом сохранившей свой старинный ландшафт и архитектурный облик. Один из мастеров ХХ века Николай Чёрных рассказывал:
#5
В Старом Осколе гончары Слободы Казацкой умело использовали рельеф местности. Горн для обжига был углублен в склон холма так, что топочная камера находилась над землей, а верхнее отверстие горна — на поверхности холма. Загрузка горна осуществлялась следующим образом: гончар залезал в горн и осторожно укладывал посуду, которую ему подавал помощник сверху.
#6
Между крупными горшками или мисками часто помещали и игрушки-свистульки.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Барышня с кувшином (сырец)

Время создания
1994–1995 год
Место создания
Старый Оскол
Размер
14x5x5 см
Техника
глина, лепка
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%