Святитель Николай, известный на Руси как Николай Чудотворец и Николай Угодник, — один из самых любимых и почитаемых святых в православии и в католицизме.
Он родился в ликийском городе Патара, в православной семье. Николай с детства отличался глубокой религиозностью, изучал Священное Писание и рано начал церковное служение.
Предание гласит, что, посетив Иерусалим и поклонившись всем святыням, связанным с земной жизнью Спасителя, Николай хотел остаться в Святой Земле пустынником. Однако глас Божий повелел ему вернуться на родину. В Ликии святой, тяготея к уединению, вступил в братство Святого Сиона, но вновь Господь направил его по иному пути, указав идти в мир. Вскоре Николай был поставлен епископом Мир Ликийских.
Начало его епископского служения пришлось на годы правления императоров Диоклетиана и Максимина — гонителей на христиан. В дальнейшем на пути распространения христианства вставали всевозможные ереси. Святитель прославился как борец с еретиками и язычниками и в то же время как заступник практически всех слоев общества, в особенности обездоленных, детей, вдов и бесприданниц, невинно осужденных, путешествующих; своим покровителем его считают торговцы и мореплаватели.
Житие Николая Чудотворца изобилует чудесами, такими как воскрешение разбившегося в бурю матроса. В то же время множество его благодеяний носило вполне мирской характер. Такова история трех сестер-бесприданниц, которым святой тайно подбрасывал мешочки с золотом, чтобы обеспечить счастливое замужество.
Местное почитание святого началось вскоре после его земной кончины, в IV веке, и быстро охватило всю Византию, а затем и другие страны.
Описания святителя, вошедшие в иконографический канон, были составлены по воспоминаниям современников святого епископа. Он предстает в них как старец «с ангельским ликом», который исполнен «святости и благодати Божией». Николая Чудотворца принято писать, в соответствии с его земным служением, в епископских стихаре и фелони, с крестчатым омофором и с Евангелием в руке.
Он родился в ликийском городе Патара, в православной семье. Николай с детства отличался глубокой религиозностью, изучал Священное Писание и рано начал церковное служение.
Предание гласит, что, посетив Иерусалим и поклонившись всем святыням, связанным с земной жизнью Спасителя, Николай хотел остаться в Святой Земле пустынником. Однако глас Божий повелел ему вернуться на родину. В Ликии святой, тяготея к уединению, вступил в братство Святого Сиона, но вновь Господь направил его по иному пути, указав идти в мир. Вскоре Николай был поставлен епископом Мир Ликийских.
Начало его епископского служения пришлось на годы правления императоров Диоклетиана и Максимина — гонителей на христиан. В дальнейшем на пути распространения христианства вставали всевозможные ереси. Святитель прославился как борец с еретиками и язычниками и в то же время как заступник практически всех слоев общества, в особенности обездоленных, детей, вдов и бесприданниц, невинно осужденных, путешествующих; своим покровителем его считают торговцы и мореплаватели.
Житие Николая Чудотворца изобилует чудесами, такими как воскрешение разбившегося в бурю матроса. В то же время множество его благодеяний носило вполне мирской характер. Такова история трех сестер-бесприданниц, которым святой тайно подбрасывал мешочки с золотом, чтобы обеспечить счастливое замужество.
Местное почитание святого началось вскоре после его земной кончины, в IV веке, и быстро охватило всю Византию, а затем и другие страны.
Описания святителя, вошедшие в иконографический канон, были составлены по воспоминаниям современников святого епископа. Он предстает в них как старец «с ангельским ликом», который исполнен «святости и благодати Божией». Николая Чудотворца принято писать, в соответствии с его земным служением, в епископских стихаре и фелони, с крестчатым омофором и с Евангелием в руке.
Борисовский иконописец изобразил только лик святого и его правую руку, поднятую в благословляющем жесте. Пространство вокруг письма закрыто окладом из золотистой фольги. Из фольги же выполнено Евангелие.