Сергей Васильевич Иванов — один из выдающихся художников-реалистов конца XIX века, который затрагивал в своих работах остросоциальные темы, выносил на суд публики неприглядные для столичного зрителя стороны народного быта, подчеркивал тяготы и безысходность крестьянской жизни пореформенной России.
С 1885 года в течении четырех лет он путешествовал по нескольким российским губерниям вместе с «переселенцами» — безземельными крестьянами центральной России, которые после отмены крепостного права в 1861 году, не имея средств к существованию, были вынуждены двигаться на восток страны в поисках лучшей участи и работы на промышленных предприятиях. В результате такой стихийной колонизации к началу XX века более 2 миллионов человек покинули свои жилища и уехали в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток.
Дорога была крайне тяжелой и занимала более полугода. Люди шли пешком, на пароходах, по железной дороге в товарных холодных вагонах, ночевали в бараках, на станциях и прямо на улице. «Многие десятки верст прошел он с ними в пыли дорог, под дождем, непогодой и палящим солнцем в степях, — рассказывают друзья С. В. Иванова, — много ночлегов провел с ними, заполняя свои альбомы рисунками и заметками, много трагических сцен прошло перед его глазами».
В результате этих скитаний появился цикл картин о переселенцах: «На новые места. Русь идёт!» и «Переселенцы. Ходоки» (1886), «Обратные переселенцы» (1888) и завершающая серию «В дороге. Смерть переселенца» (1889), принёсшая 25-летнему художнику широкую известность. Павел Михайлович Третьяков купил картину прямо с выставки, и теперь она хранится в Государственной Третьяковской галерее, а полноразмерный этюд к ней находится в коллекции Пензенской областной картинной галереи.
С 1885 года в течении четырех лет он путешествовал по нескольким российским губерниям вместе с «переселенцами» — безземельными крестьянами центральной России, которые после отмены крепостного права в 1861 году, не имея средств к существованию, были вынуждены двигаться на восток страны в поисках лучшей участи и работы на промышленных предприятиях. В результате такой стихийной колонизации к началу XX века более 2 миллионов человек покинули свои жилища и уехали в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток.
Дорога была крайне тяжелой и занимала более полугода. Люди шли пешком, на пароходах, по железной дороге в товарных холодных вагонах, ночевали в бараках, на станциях и прямо на улице. «Многие десятки верст прошел он с ними в пыли дорог, под дождем, непогодой и палящим солнцем в степях, — рассказывают друзья С. В. Иванова, — много ночлегов провел с ними, заполняя свои альбомы рисунками и заметками, много трагических сцен прошло перед его глазами».
В результате этих скитаний появился цикл картин о переселенцах: «На новые места. Русь идёт!» и «Переселенцы. Ходоки» (1886), «Обратные переселенцы» (1888) и завершающая серию «В дороге. Смерть переселенца» (1889), принёсшая 25-летнему художнику широкую известность. Павел Михайлович Третьяков купил картину прямо с выставки, и теперь она хранится в Государственной Третьяковской галерее, а полноразмерный этюд к ней находится в коллекции Пензенской областной картинной галереи.
Отец семейства умер в дороге, осталась убитая горем вдова и маленький ребенок, да телега с немногим скарбом. В этой обычной для переселенца ситуации состоит весь трагизм и безысходность, показанные автором максимально просто. Как теперь похоронить покойника по-человечески, добраться до места назначения, вывезти на себе эту телегу, прокормиться в дороге, выжить на новом месте, найти работу, воспитать ребенка, сохранить надежду?