«Хамовническая давилка» — авторская копия картины художника Порфирия Крылова. Он представил ее как дипломную работу по окончании живописного факультета Высших художественно-технических мастерских в 1927 году.
Сюжет картины посвящен событиям первой русской революции 1905 года. Жандармы устроили в одном из сараев Хамовнической пожарной части виселицу — «давилку». На ней было повешено более 30 человек, участников Московского восстания 1905 года. В конце 1920-х годов состоялся суд над палачами.
Настрой картины трагический: только что совершена казнь. Повешенный вынут из петли и его тело лежит в стороне. Фигуру палача художник поместил в глубину застенка. На переднем плане — пристав, он записывает в книгу акт о совершенной казни. Рядом врач, едва закончивший осмотр тела.
Для каждого из персонажей найдена характерная внешность, продуманы жесты, костюм, настроение. Мутный серо-зеленый цвет определяет мрачную атмосферу картины: он будто давит на зрителя, создает ощущение болезненной духоты и желание поскорее покинуть мрачный каземат.
В картине заключен и философский аспект — «Хамовническая давилка» заставляет задуматься о жестокости и несправедливости в мире. Лица казненного не видно; это молодой революционер, который мечтал о счастье и равенстве для всех людей. Он не преступник в уголовном понимании этого слова, а человек, пострадавший за свои убеждения. Едва ли не самое трагичное в картине — равнодушная жестокость участников казни.
О судебном процессе над палачами, вешавшими осужденных в Хамовнической полицейской части в 1907–1910 годах, написал Борис Акунин в книге «Другой Путь»: