Николай Дубовской написал картину «Зима» в 1918 году. Он изобразил заснеженные дома на окраине деревни в погожий солнечный день. Большую часть полотна занимают светлые сугробы, среди которых видна уходящая вдаль подтаявшая тропинка. Яркое солнце окрасило пейзаж в теплые оттенки, подчеркнуло мягкую белизну снега и глубину голубых теней.
Николай Дубовской написал полотно в пастозной технике. Такой метод работы означает, что мастер накладывал краски на холст густыми мазками, в которых хорошо заметен рельеф. Пастозность в каком-то смысле считается противоположностью лессировке, когда художники работают с тончайшими полупрозрачными слоями краски.
Николай Дубовской виртуозно писал в картинах свет, воздух и само пространство. Мастер кропотливо работал над эффектами освещения. Во время работы он забывал обо всем. О его преданности искусству рассказывали анекдоты. Говорили, что однажды он так увлекся работой над этюдом с натуры, что забыл о собственном венчании и явился в церковь, когда его уже почти перестали ждать.
Еще в 1880-х годах Николай Дубовской присоединился к «Товариществу передвижных художественных выставок». Передвижники выступали против академизма — они не хотели писать картины на темы, далекие от реальности. Они считали, что среднерусский пейзаж, повседневные бытовые сцены, портреты современников имеют самую большую художественную ценность.
Вместе с Исааком Левитаном и другими известными передвижниками Николай Дубовской развил новое направление в живописи — «пейзаж настроения». В таких пейзажах окружающий мир становился отражением эмоций человека. Композиция и цвет не фотографически изображали местность, а переосмысляли её поэтически — пейзаж на картине как будто перенимал настроение автора и мог стать «грустным», «радостным», «тревожным».
Творчество художника пользовалось большой популярностью, его картины ценил коллекционер Павел Третьяков и император Александр III. Эту работу Николай Дубовской написал уже будучи зрелым мастером. Сегодня его работы представлены более чем в 70 музеях России и зарубежных стран.