Николай Никанорович Дубовской — талантливый живописец, один из ярких представителей русской пейзажной школы рубежа XIX–XX веков, автор более четырехсот картин и почти тысячи этюдов, профессор-руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств, видный общественный деятель. Николай Никанорович Дубовской — талантливый живописец, один из ярких представителей русской пейзажной школы рубежа XIX–XX веков, автор более четырехсот картин и почти тысячи этюдов, профессор-руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств, видный общественный деятель.
Творчество художника пользовалось большой популярностью, его картины находились в собраниях крупнейших коллекционеров дореволюционного времени. В настоящее время работы Дубовского представлены более чем в 70 музеях России и зарубежных стран. Автор проникновенных, мастерски исполненных картин русской природы, продолжатель традиции широкого, панорамного пейзажа своего учителя Михаила Клодта, преемник творчества Алексея Саврасова, Федора Васильева и Архипа Куинджи, Николай Дубовской — один из немногих русских пейзажистов, удостоенных наград за участие в международных художественных выставках в Париже, Мюнхене и Риме.
Дубовской — мастер изображения облачных небес — остался верен себе и в монументальном эпическом пейзаже «Родина», воспевающем мощь и величие просторов родной страны. На фоне уходящей грозы раскинулись бескрайние поля, на дальнем плане виднеется деревня, а сквозь просветы в облаках на землю падают солнечные лучи, освещающие ее теплым светом. Линия горизонта, проходящая ровно посередине картины, делит полотно на две части — изображения неба и земли. Таким образом создается иллюзия бесконечности пространства. Этой работой Дубовский создал своеобразный портрет России, собирательный образ Родины.
В 1911 году картина «Родина» экспонировалась на Всемирной выставке в Риме. Работа произвела на зрителей сильное впечатление, о чем красноречиво свидетельствует письмо Ильи Репина, адресованное Дубовскому из Рима: «Это лучший пейзаж всей выставки всемирной, римской… Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю: еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны — оригинальная, живая и красивейшая картина!!!». После выставки пейзаж поступил в музей Академии художеств, а в 1925 году — в Омский музей изобразительных искусств.