Академик исторической живописи, гравер, коллекционер, искусствовед и археолог Михаил Петрович Боткин — один из талантливых сыновей знаменитой российской семьи Боткиных. В своем творчестве он придерживался канонов академической живописи. Все время своего существования Академия оставалась верна классическим традициям, утверждая в живописи, скульптуре и архитектуре возвышенные, благородные образы. Библейская история и античность были главными источниками вдохновения для академистов.
В 1867 году в Риме Боткин создает картину «Жены, издали смотрящие на Голгофу». Она посвящена одному из главных евангельских эпизодов — распятию Иисуса Христа на горе Голгофа близ Иерусалима: «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи». Художник передает состояние глубокой скорби, охватившей людей. Место казни — Голгофа — отнесено на дальний план. Тема скорби и отчаяния, любви и преданности раскрывается посредством состояния главных героинь — благочестивых жен, которые сопровождали Иисуса во время его земного служения. Они, проявляя мужество, стояли при кресте, присутствовали при погребении и затем пришли ко гробу Спасителя, неся ароматы и миро, чтобы оказать последнюю дань любви и почитания. Евангелисты, называя разные имена праведных жен, неизменно указывают Марию Магдалину, именно она была удостоена чести — первой увидеть Воскресение Христа. Силой своего ревностного служения эта женщина приравнена к апостолам. На полотне она изображена в белых одеждах, спиной к зрителю.
Барельефное расположение фигур, безупречный рисунок, величие пейзажа свидетельствуют о следовании мастера классическим канонам. В характере композиции заметно влияние картины выдающегося художника Александра Иванова «Явление Христа народу». В конце 60-х годов XIX века работа экспонировалась в залах Петербургской Академии художеств и затем хранилась в мастерской Боткина.
В 1925 году дочь художника Е. М. Боткина передала в дар Омскому музею девять произведений отца и среди них картину «Жены, издали смотрящие на Голгофу».