Картина «Штиль на море» написана в легкой гамме синих и голубых тонов. На горизонте море плавно соединяется с небом. Такого эффекта Иван Айвазовский достиг благодаря лессировке — использованию красок, разведенных большим количеством растворителя, для создания глубокого, сложного цвета. С их помощью ему удавалось писать различные световые эффекты на воде и передавать ее неоднородный цвет. В историю искусства вошло понятие «волна Айвазовского» — полупрозрачная пенящаяся волна, часто встречающаяся на его картинах, которую художник создавал именно с помощью лессировки.
Мотив открытого водного пространства, залитого солнечным светом, часто повторяется в небольших картинах Айвазовского. Художник принципиально почти никогда не писал с натуры, считая, что стихию невозможно изобразить, поскольку она меняется каждое мгновение.
Айвазовский говорил о своем творческом методе:
Мотив открытого водного пространства, залитого солнечным светом, часто повторяется в небольших картинах Айвазовского. Художник принципиально почти никогда не писал с натуры, считая, что стихию невозможно изобразить, поскольку она меняется каждое мгновение.
Айвазовский говорил о своем творческом методе: