Украшением постоянной экспозиции Нижнетагильского музея изобразительных искусств по праву можно считать картину выдающегося художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского «Морской пейзаж». На картине изображен старинный портовый город Палермо в Италии, который Айвазовский пишет со стороны Тирренского моря и знаменитой равнины Конка-д’Оро.
Ованес Айвазян, более известный в России как Иван Айвазовский, — один из самых популярных художников XIX века и самый известный маринист, то есть художник, пишущий море. Армянская фамилия Айвазян на польский манер звучала как Гайвазовский, что нравилось отцу художника. Художественные и музыкальные способности юноши быстро обратили на себя внимание, и многие стали поклонником его таланта. Учась в Академии художеств с 1833 года, он был назначен помощником модного живописца Филиппа Таннера, который запрещал ему работать самостоятельно, но Айвазовский все же выставил картины на осенней выставке Академии. По жалобе учителя и личному распоряжению императора Николая I работы были сняты, прощение ослушавшийся студент получил только через полгода и был направлен в класс батальной живописи. Спустя немного лет он стал одним из ведущих художников России.
Будучи живописцем Главного морского штаба, Айвазовский много ездил по стране, но постоянно жил в Феодосии, где и открыл школу искусств и галерею, стал инициатором строительства железной дороги, занимался исследованием древних курганов и вопросами охраны памятников. Обладая феноменальной памятью, Айвазовский писал «по памяти», не нуждаясь в создании этюдов.
Высокое небо и влажный морской воздух наряду с морем являются главными героями картины Ивана Айвазовского «Морской пейзаж». Штили Айвазовский писал так же проникновенно, как и бури. В 1860–1870-е годы снискавший славу маринист, убежденный, что зрителя необходимо настроить на определенную эмоциональную тональность, отходит от бурных страстей и романтических переживаний, которые были свойственны раннему периоду его творчества. Романтические пристрастия художника к бушующей морской стихии, властвующей над миром, в это время ослабевают, мастер отказывается от внешних эффектов, ярких красок и создает полотна, получившие определение «голубые марины». Именно к этому типу картин относится «Морской пейзаж».