Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Пушкин в творчестве Репина и его учеников»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Царь Дадон и звездочет

Время создания
1906
Размер
21,2x27,5 см
Техника
иллюстрация
0
Открыть в приложении
#1
Билибин И.Я. 
Царь Дадон и звездочет
#2
И.Я. Билибин — ученик Репина по частной художественной студии, организованной княгиней М.К. Тенишевой на Галерной улице. В течение двух лет (1898–1900) он занимался в «тенишевской мастерской». Билибин неоднократно иллюстрировал произведения Пушкина, оформлял театральные постановки. Без его иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» (1905 и 1935), «Сказке о золотом петушке» (1906–1907), эскизов к опере «Золотой петушок» (1909) и поэме «Руслан и Людмила» (1913) сегодня сложно представить сказочный мир Пушкина.

Иван Яковлевич Билибин известен не только как замечательный иллюстратор пушкинских сказок, но и как театральный художник. В собрании нашего музея хранятся два эскиза декораций к постановке оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» по мотивам «Сказки о золотом петушке». Это эскиз декорации к первому действию «Палаты Дадона» и эскиз декорации ко второму действию — «Шатер Шемаханской царицы». На первой работе кроме обычной для художника надписи «И. Билибин» с указанием года — 1909, присутствует и такая фраза: «видел С. Зимин». Это означает, что эскиз одобрил руководитель Оперного театра Сергей Зимин.

В 1907 году, незадолго до смерти, композитор Н.А. Римский-Корсаков (1844–1908) написал оперу «Золотой петушок». Автором либретто стал В.И. Бельский. Начало работы относится к осени 1906 года, а в сентябре 1907 партитура была завершена и отдана в печать. В январе 1908 года новую оперу одобрил директор императорских театров В.А. Теляковский, однако цензура нашла к чему придраться. В результате Римский-Корсаков согласился сделать несколько изменений, но потребовал сделать книжечку с полной версией либретто. Увидеть свое произведение на сцене композитор не успел.   
Премьера оперы состоялась в Москве 24 сентября 1909 года силами артистов Оперного театра Зимина (дирижер Э. Купер) на сцене Театра Солодовникова.
#3
Последняя опера Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре г. Зимина.
Анонс премьеры в газете «Русские ведомости»
#4
Режиссером спектакля был Петр Оленин, художником — Иван Билибин, главные партии исполнили Аврелия Добровольская (Шемаханская царица), Николай Сперанский (Додон), Владимир Пикок (Звездочет), Вера Клопотовская (Золотой петушок).

Работа Ивана Билибина положила начало целой серии блистательных сценографических работ русских художников на мотивы этой сказки Пушкина. В следующем, 1909 году опера «Золотой петушок» уже шла в Большом театре в декорациях Константина Коровина. А в 1914 году в Лондоне, а затем в Париже состоялись премьеры оперы-балета «Золотой петушок» в хореографии Михаила Фокина и декорациях Натальи Гончаровой (внучатой племянницы Н.Н. Гончаровой, в замужестве Пушкиной).

Иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина сложно спутать с произведениями других художников. Он разработал систему графических приемов, позволивших говорить не только об иллюстрациях к тексту, но и в целом об искусстве оформления книги. Первой из «сказочных» работ художника стала «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Художник приступил к иллюстрированию этого произведения в 1904 году после возвращения из творческой экспедиции по деревням Вологодской, Олонецкой и Архангельской губерний. В поездку его командировал этнографический отдел Музея Александра III (сегодня Государственный Русский музей) для изучения местной архитектуры. На его иллюстрации этого времени оказало влияние знание деревянной архитектуры и деталей старинных русских костюмов и утвари. Однако Билибину удалось создать свой стиль (полюбившийся и публике, и самому художнику), парадоксальным образом соединив стилизацию мотивов народного творчества Русского Севера с изобразительными идеями японского художника XVIII — начала XIX века Кацусики Хокусая (особенно бросается в глаза сходство гравюры этого мастера «Большая волна в Канагаве» и билибинской иллюстрации с плывущей по морю бочкой).

«Сказка ложь, да в ней намек…» К первой своей сказке Билибин вернулся ровно через «тридцать лет и три года» — в 1937 году.
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Царь Дадон и звездочет

Время создания
1906
Размер
21,2x27,5 см
Техника
иллюстрация
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Билибин И.Я. Коллекция работ

Осёл в 1/20 натуральной величины
Осёл в 1/20 натуральной величины
Ивангородский музей
Эскиз декорации к пьесе «Стакан воды»
Эскиз декорации к пьесе «Стакан воды»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Ивангородский музей
Иллюстрация к французской сказке
Иллюстрация к французской сказке
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз этикетки для египетских сигарет Matossian
Эскиз этикетки для египетских сигарет Matossian
Ивангородский музей
Компьенский лес
Компьенский лес
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова
Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз костюма польского пана
Эскиз костюма польского пана
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Сосны на берегу моря
Сосны на берегу моря
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз костюма к пьесе «Стакан воды»
Эскиз костюма к пьесе «Стакан воды»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Гора Каланых-Кая
Гора Каланых-Кая
Ивангородский музей
Эскиз декоративное панно «Персидский мотив»
Эскиз декоративное панно «Персидский мотив»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз панно «‎Маркиза»
Эскиз панно «‎Маркиза»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Обложка к «Хрестоматии»‎
Обложка к «Хрестоматии»‎
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз женского костюма к пьесе О.Э. Скриба
Эскиз женского костюма к пьесе О.Э. Скриба
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане
Ивангородский музей
Эскиз костюма к опере «Князь Игорь»
Эскиз костюма к опере «Князь Игорь»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз костюма для кинофильма «Коваль – богатырь»
Эскиз костюма для кинофильма «Коваль – богатырь»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Открытка «Стрелец...»
Открытка «Стрелец...»
Алтайский государственный краеведческий музей
Борм. Юг Франции
Борм. Юг Франции
Ивангородский музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%