Одна из первых купленных Щукиным картин Сезанна, «Автопортрет» является одним из наиболее значительных опытов работы художника в этом жанре.
«Голова изумительной силы, острый взгляд, бесконечная энергия и неодолимое упорство в характерном изгибе рта», — написал о картине в 1908 году критик Павел Муратов.
«Автопортрет» из коллекции Щукина — особенно выразительный пример конструирования Сезанном живописного изображения, основополагающего для него принципа моделирования формы оттенками плотных красочных мазков. В небольшую плоскость холста «вправлен» торс художника, его укрупненное лицо. Светлый лоб Сезанна, застывший взгляд сумрачных впадин-глаз производят магическое впечатление. Многослойная лепка лица мазками выводит его в трехмерную плоскость и придает ему скульптурные качества.
Работа сыграла особую роль в сложении теории русского авангарда. Как аналитический материал картину «облюбовал» Казимир Малевич, не раз возвращавшийся к ее исследованию в своих текстах.