«Мужчина, курящий трубку» стал центром композиции на одной из стен самой, пожалуй, эклектичной комнаты щукинского особняка: коллекционер поместил картину Сезанна между «Портретом доктора Рея» кисти Ван Гога и средневековой китайской картиной на шелке, рядом с работами Ренуара, Дени и Дерена.
Картины с изображением курильщиков создавались художником в Эксе. Минималистические интерьеры мастерской художника с застывшими в них обитателями городка волей мастера превращались в своего рода капсулы, где он испытывал законы тяготения и принципы своей живописной системы с максимальным напряжением. Исключительно требовательный к своим моделям, Сезанн словно превращал их в безмолвные предметы — часть совершенной композиции.
«Когда смотришь на эту фигуру курильщика — забываешь об его авторе — Сезанне, и ощущаешь лишь какую-то непреложность сверхчеловеческих законов физического тяготения», — эту фразу Якова Тугендхольда могли повторить многие русские сезаннисты, завороженные живописной системой мастера, с которой они знакомились в галерее Сергея Щукина.