Шрифт
Цвет
Графика
Поль Сезанн
Персона

Поль Сезанн

Годы жизни: 1839–1906
#1

Французский художник-постимпрессионист, Поль Сезанн много лет вырабатывал собственный стиль и философию. Он дружил и выставлялся с импрессионистами, но не разделял их идеи. Художник стремился отразить постоянство мира, показать взаимодействие человеческого и природного и постичь суть вещей.

Признание пришло к нему лишь в конце жизни, появилось много последователей. Пабло Пикассо и кубистов привлекала структурность и аналитичность композиций Сезанна, а Анри Матисс и фовисты вслед за ним продолжали изучать роль мазка и цвета в передаче настроения и эмоций. 

#2

Поиск пути

#3

Поль Сезанн родился 19 января 1832 года в древнем городе Эксе-ан-Прованс в семье шляпных дел мастера и банкира. Мальчик получил хорошее классическое образование — сначала в школе Сен-Жозеф, а затем в Коллеже Бурбон в Эксе, где подружился с Эмилем Золя и Жаном-Батистом Байем. С детских лет будущий художник любил прованскую природу, которая впоследствии вдохновляла его на написание множества полотен.

Банковская компания отца была залогом финансовой стабильности и хорошего наследства Поля. Родители прочили ему карьеру в той же сфере, но Сезанн увлекся рисованием. После двухлетнего обучения он забросил юридический факультет, на который пошел по велению отца, и стал готовиться к поступлению в парижскую Школу изящных искусств. С 1859 года Поль учился в художественной школе при музее Гране в Эксе.

Переезд в Париж состоялся в 1861 году. Отец смирился со стремлениями сына и назначил ему регулярную финансовую помощь, благодаря которой Сезанн смог посвятить все время искусству и поиску собственного стиля.

Однако в Школу изящных искусств его не приняли, и он стал посещать занятия в Академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро. Сезанн копировал работы известных художников, был под влиянием манеры Густава Курбе и Эжена Делакруа. Парижская жизнь во многом оставалась для него чуждой, он даже ненадолго возвращался в родной город. Вторая попытка поступить в Школу также провалилась. Но в Академии Сюиса Сезанн свел знакомство с импрессионистами Огюстом Ренуаром, Клодом Моне и Альфредом Сислеем. 

#4

Импрессионистский период

#5

В 1863 году Сезанн посетил вызвавший широкий резонанс Салон отверженных. На выставке были представлены работы, которые не приняло жюри из Школы изящных искусств. Число отвергнутых картин было огромным, а строгие критерии отбора вызывали у художников вопросы. Так, работы Эдуарда Мане и Камиля Писсаро оказались слишком новаторскими для академической направленности Парижского салона.

Собственные картины Сезанна второй половины 1860-х еще не подверглись влиянию импрессионизма. В них преобладает темная цветовая гамма и пастозная техника живописи — плотными мазками. Полотно «Девушка у пианино. Увертюра к „Тангейзеру“» изображает мать и одну из сестер Сезанна за исполнением сочинения Рихарда Вагнера. 
#6
«Девушка у пианино. Увертюра к „Тангейзеру“», около 1869 года. Государственный Эрмитаж
#7

Из всех импрессионистов Сезанну был наиболее близок Писсарро. Друзья часто отправлялись на совместные пленэры, чтобы писать картины на открытом воздухе, с натуры. Под влиянием этих практик палитра работ Сезанна стала светлее, мазки легче и тоньше, а контрасты мягче. 

#9
«Дорога в Понтуазе», 1875–1877 годы. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
#10

С 1874 по 1877 годы Сезанн принял участие в двух совместных выставках с импрессионистами. Однако его стиль и идейная основа творчества были иные. Художник пытался постичь закономерности природы, а не передать ее изменчивую натуру, как это делали импрессионисты, и при построении композиции он старался следовать классическим правилам. Отличалась у них и техника мазка: Сезанн подбирал оттенки в спектре одного цвета, тогда как импрессионисты привносили множество других.

Художник неоднократно представлял свои картины жюри Парижского салона и каждый раз получал отказ. Лишь однажды, в 1882 году, ему в виде исключения было позволено показать свою работу вне конкурса. 

#8

Постимпрессионистский период

#11

Природные элементы на картинах Сезанна с начала 1880-х годов становились более угловатыми, схематичными. Стремление к условности и использование чистых цветов помогало художнику проникать вглубь вещей и размышлять об их сути. Зрелые работы Сезанна одновременно отличает и плоскость, и глубина. Этого эффекта он достигал за счет выбора цветов и кубистических форм предметов. Он утверждал: «Я стремлюсь передать перспективу только с помощью цвета». Все многообразие форм художник сводил лишь к трем вариантам: сфера, конус и цилиндр.

С конца 1880-х работы Сезанна стали набирать популярность и иметь успех на выставках и среди коллекционеров. Они экспонировались в Париже, Брюсселе. Первая личная выставка художника состоялась в 1895 году благодаря Амбруазу Воллару, собирателю картин Сезанна, и вызвала немалый отклик в среде коллег.

В портретах Сезанн применял те же техники, что и в пейзажах. Проработка фона была для него не менее важна, чем детализация фигуры и лица. Порой доходило до того, что в угоду цветовой гармонии и общей композиции художник привносил дополнительные оттенки в лица моделей. Эти же принципы были использованы и при написании натюрмортов. Он подходил к ним как к архитектурным объектам, а сложностью цвета старался отразить простоту форм. 

#12
«Персики и груши», 1895 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
#13

На протяжении нескольких лет Сезанн работал над серией картин о купальщиках и купальщицах. Он стремился передать условность силуэтов людей за счет увеличенной контрастности цветовой гаммы и простоты форм. Конечной идеей работ художник видел слияние обнаженности из классического античного сюжета с пейзажем. 

#14
«Купание», 1890–1894 годы. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
#16

Позднее творчество Сезанна знаменует экспрессивность и уход в конструктивизм. Полотна художника приобрели особый объем и плотность за счет направления мазков и тщательно подобранной палитры оттенков. От абстракционизма его картины отличало то, что идеи структур, которые Сезанн стремился передать, он черпал в реальности, а не в фантазиях или дизайне. Последние его работы были наполнены единением природного и человеческого, а пейзажи открывались Сезанну своей человеческой стороной. 

#17
«Гора Святой Виктории», около 1906 года. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
#18

Художник долгие годы страдал от диабета и умер от пневмонии 22 октября 1906 года в родном городе, где и был погребен. 

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%