В основе картины «1918 год в Петрограде» лежат непосредственные наблюдения и впечатления Петрова-Водкина за жизнью города, пережившего революцию, а также воспевание темы материнства.
Образ «русской Богоматери» перестает быть вневременным и впервые сопоставляется с событиями современности, затронувшими и самого художника.
Посредством иконных образов художник находит народно-национальный идеал красоты женщины, смиренно и кротко взирающей с его картин.
Образ «русской Богоматери» перестает быть вневременным и впервые сопоставляется с событиями современности, затронувшими и самого художника.
Однако, это не столько изображение увиденного, сколько размышление о происходящих событиях, осознание их в масштабе мировой истории.
Посредством иконных образов художник находит народно-национальный идеал красоты женщины, смиренно и кротко взирающей с его картин.