О сюжете представленной в экспозиции гравюры «Подвиг хибиногорских лыжников» из коллекции Ирбитского государственного музея изобразительных искусств известно немного.
В период первых трех пятилеток на стройки страны были направлены сотни художников, развивающих тему индустриализации в изобразительном искусстве. В 1930-х заполярный Хибиногорск стал местом паломничества в связи с масштабным промышленным строительством, после того как группа академика Ферсмана обнаружила в Хибинах богатое месторождение апатита. Помимо малочисленных добровольцев, мечтающих о покорении Севера, в Хибины направили «перемещенных граждан» — политических ссыльных, а также заключенных, попавших туда по уголовным статьям, и бойцов военизированной охраны.
В 1932 году художник Пётр Васильевич Новиков был командирован в Хибины. Большая стройка, природа и горный ландшафт Крайнего Севера увлекли его. Через год на собственные средства он вновь приехал в Хибиногорск с желанием завершить работу по созданию альбома видов Хибиногорска. «Основная цель этого приезда — создание огромной серии картин о хибиногорских промышленных строительных и других объектах», — отмечал он в интервью «Хибиногорскому рабочему». А в 1934 году в город приехали студенты Ленинградского института физической культуры имени Петра Франциевича Лесгафта. Их задачей было провести работу по разрешению вопроса о возможности устройства в Хибинах лыжной базы всесоюзного значения. «Лесгафтовцы имели также задание найти место и построить трамплин. Прыжки на лыжах с трамплина — новый вид спорта в СССР. В настоящее время в нашей стране имеются всего лишь три трамплина Всесоюзного значения», — написали в газете «Хибиногорский рабочий» 18 ноября 1934 года.
На гравюре «Подвиг хибиногорских лыжников» мы видим группу
людей, пробирающихся сквозь горное ущелье и снежную метель. Удивительно, как
художнику удалось запечатлеть сильные порывы ветра, гнущие даже деревья. При
этом сами лыжники исполнены мужества и сил и тверды в своем
решении выполнить задание, возложенное на них руководством. Вполне
возможно именно об этом подвиге Лесгафтовских лыжников и рассказывает
данная работа, выполненная в техника литография. По результатам этой
поездки Пётр Васильевич Новиков создал литографский цикл «Хибины» —
этапную работу художника.