В экспозиции Ирбитского государственного музея изобразительных искусств представлена цветная ксилография «Крюков канал» Анны Остроумовой-Лебедевой из серии иллюстраций к книге Владимира Курбатова «Петербург», созданной в 1910 году.
Каждый великий город заслуживает гения, который воспел бы его в своем творчестве. Петербургу в этом плане повезло, среди его поклонников и поэты, и писатели, и композиторы. Есть Петербург Пушкина и Достоевского, Петроград Блока и Зощенко, Ленинград Ахматовой, Бродского и Довлатова. Петербург стал главным городом для Чайковского, а Ленинград — для Шостаковича. Но есть художник, который смог изобразить и Петербург, и Петроград, и Ленинград в самых точных и изысканных образах. Речь об Анне Остроумовой-Лебедевой.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась 17 мая 1871 года в видном петербургском семействе. Ее отцом был заместитель обер-прокурора святейшего синода, а после сенатор и тайный советник Петр Иванович Остроумов. Однажды на даче, где семья проводила лето, случился страшный пожар. Пятилетняя Аня сложно переживала это событие, и одним из способов, который помог девочке справиться со стрессом, стало рисование. Причем, в полной темноте. Эта привычка осталась с ней на всю жизнь: даже в блокаду, прямо во время налетов, в темной ванной Аня рисовала очертания любимого города. Учебу в женской литейной гимназии Анна совмещала с вечерними классами школы барона Штиглица, после чего сделала не вполне обычный для девушек ее круга выбор — поступила в Императорскую Академию Художеств.
В 1902 году Остроумова отравилась парами свинца, который входил
в состав масляных красок. Врачи настоятельно рекомендовали забыть про
живопись, но Анна Петровна, переломив отчаяние, сконцентрировалась
на эстампе и работе с акварелью. Рубеж веков —
революционное для искусства время. На авансцену художественной жизни вышла
новая генерация живописцев, разочарованных в официально поддерживаемом
академизме и критически относящихся к обществу передвижников. Появился настоящий мир искусства. Анна Остроумова стала единственной
женщиной-художником, вошедшей в состав нового объединения. Остроумовой
благоволил Александр Бенуа, впервые встретивший художницу за копированием
Рембрандта в Эрмитаже и изумившийся наглости своей будущей ученицы.
Он же познакомил ее с искусством гравюры, что сделало
ее не только лучшим мастером в этой области,
но и известным коллекционером.