Новокузнецкий художественный музей был открыт в 1961 году. Собранная коллекция произведений советского изобразительного искусства обладает достаточной полнотой и способна целостно и многогранно показать этот исторический период.
После гражданской войны восстанавливается производство, идёт интенсивная индустриализация регионов и становление молодой страны. Если в 1920-е годы было востребовано искусство, отвечающее идеалам коммуны, то позже возникла необходимость воспеть героя нового времени, трудового человека, совершающего свой ежедневный подвиг, строящего светлое будущее. Этому запросу соответствовали работы таких художников, как Г.Г. Ряжский, А.Н. Самохвалов, А.Н. Волков, Ю.В. Разумовской и др. Такие образы художники находят во время творческих поездок производственные объекты, которые активно участвуют в соцсоревновании и стахановском движении.
Производство, мобилизованное на нужды страны, становится также одной из тем, которую художники освещают во время Великой Отечественной войны, работая в эвакуации. А в наступившее мирное время с наслаждением воспевается обычный, повседневный труд. «Официантка» А.Н. Самохвалова, этюд к работе «Встреча друзей», — один из таких мостиков между суровым напряжением военного периода и радостью Победы.
1950-е годы в отечественном искусстве связаны с ожиданиями людей спокойной, благополучной жизни. Ориентация на светлые стороны действительности побуждает художников искать мотивы, прекрасные сами по себе. Тема «мирного труда», мирной жизни пользовалась особым вниманием. Радостная полнота жизни без войны выразилась в произведениях этого десятилетия.
Произведения известных художников А.М. Герасимова, А.В. Акцынова, П.П. Соколова-Скаля, В.К. Нечитайло отражают черты, присущие искусству 1950-х годов.
Начало 1960-х годов характеризуется новыми идейно-творческими тенденциями. В этот период в искусстве наблюдается стремление освободиться от штампов в подходе к современности, желание покончить с парадностью в изображении действительности и обратиться к простым и близким каждому темам. Л.И. Бродская, В.Н. Гаврилов, В.П. Стожаров, А.П. Ткачев ищут красоту и гармонию в природе. Игошев В.А. находит собственную тему, связанную с малыми народами Севера. Л.С. Котляров и И.В. Шевандронова раскрывают для зрителя мир детства со своими радостями и трудностями.
Художники нового поколения, так называемого «сурового стиля», наиболее последовательно отразили смысл перемен, произошедших в живописи. Обращаясь к традиционным для советского искусства темам, они наполняли их другим содержанием и настроением. Одним из художников этого круга был Виктор Попков, чьи работы также экспонируются на выставке.
Важная роль в советском искусстве была отведена скульптуре. В экспозиции представлены замечательные работы скульпторов советских республик: Ф.Г. Абдурахманова, Р.Е. Амбарцумяна и других. Интересным дополнением выставки стали и скульптуры малых форм, популярные в то время фарфоровые статуэтки.
Произведения, вошедшие в экспозицию, дают возможность старшему поколению вспомнить время их детства и юности, а юным посетителям расскажут об искусстве послевоенных десятилетий и о периоде «хрущевской оттепели».