Портрет неизвестного морского офицера появился в коллекции Волгоградского музея в 1980 году, его передала в экспозицию Нина Арнинг-Зайцева. Коллекцию она унаследовала от мужа, известного московского юриста и коллекционера Казимира Арнинга.
Этот портрет представляет собой «парсуну» — раннюю разновидность светского портрета. В парсуне соединяются приемы, характерные для иконописи, например, статичная и плоская фигура — с подчеркнутой объемностью в изображении лица. Лицо, в отличие от всей фигуры, художники, как правило, писали с натуры.
В музей работу отправили как портрет адмирала Федора Ушакова, что с самого начала вызвало сомнения специалистов.
Герой картины изображен в форме капитана первого ранга екатерининских времен. В петлицах можно увидеть орден Святого Георгия 4-й степени и орден Святого Владимира 4-й степени с бантами. А на погоне-эполете читается надпись «Чесма». Однако Ушаков не принимал участия в Чесменском сражении.
Над бастионом изображен сине-красно-белый вымпел — вымпел Балтийского флота, по которому специалисты предположили, что на холсте изображен военный порт на Балтийском море. За спиной офицера находится трехмачтовый корабль: на его корме реет кормовой Андреевский флаг, а на мачтах — Андреевский флаг и два вымпела.
На протяжении многих лет разные исследователи предпринимали попытки определить личность героя портрета. Сначала искусствоведы предположили, что на картине изображен участник Чесменского сражения — русский адмирал датского происхождения Александр Круз.
Круз был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени, однако сведений о том, что его наградили и орденом Святого Владимира 4-й степени, в источниках не сохранилось. Кроме того, в 1779 году Круз был произведен в контр-адмиралы, а Святой Владимир 4-й степени был учрежден лишь спустя три года — это значит, что на портрете он не мог бы предстать и с «Владимиром», и в форме капитана первого ранга.
После реставрационных работ и расчистки красочного слоя на эполете неизвестного офицера проступили и другие буквы: «К[орабль] I[оанн] КРЕС[титель]: ЧЕСМА ТОЖЪ». Корабль Балтийского флота носил двойное имя — «Чесма» и «Иоанн Креститель». Изучив списки служивших на «Чесме», исследователи выбрали двух офицеров, один из которых мог быть героем портрета.
Первым из них был англичанин Джеймс Престон, участник сражений при Хиосе, Чесме и многих других. Престон командовал кораблем в годы правления Павла I.
Согласно второй теории, на картине изображен капитан-командор Роберт Галл, служивший на «Чесме» в начале правления Александра I. Император запретил офицерам носить над ушами букли на прическах, при этом полагалось наполовину укоротить косицу. В парике именно такого образца изображен герой портрета.
Этот портрет представляет собой «парсуну» — раннюю разновидность светского портрета. В парсуне соединяются приемы, характерные для иконописи, например, статичная и плоская фигура — с подчеркнутой объемностью в изображении лица. Лицо, в отличие от всей фигуры, художники, как правило, писали с натуры.
В музей работу отправили как портрет адмирала Федора Ушакова, что с самого начала вызвало сомнения специалистов.
Герой картины изображен в форме капитана первого ранга екатерининских времен. В петлицах можно увидеть орден Святого Георгия 4-й степени и орден Святого Владимира 4-й степени с бантами. А на погоне-эполете читается надпись «Чесма». Однако Ушаков не принимал участия в Чесменском сражении.
Над бастионом изображен сине-красно-белый вымпел — вымпел Балтийского флота, по которому специалисты предположили, что на холсте изображен военный порт на Балтийском море. За спиной офицера находится трехмачтовый корабль: на его корме реет кормовой Андреевский флаг, а на мачтах — Андреевский флаг и два вымпела.
На протяжении многих лет разные исследователи предпринимали попытки определить личность героя портрета. Сначала искусствоведы предположили, что на картине изображен участник Чесменского сражения — русский адмирал датского происхождения Александр Круз.
Круз был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени, однако сведений о том, что его наградили и орденом Святого Владимира 4-й степени, в источниках не сохранилось. Кроме того, в 1779 году Круз был произведен в контр-адмиралы, а Святой Владимир 4-й степени был учрежден лишь спустя три года — это значит, что на портрете он не мог бы предстать и с «Владимиром», и в форме капитана первого ранга.
После реставрационных работ и расчистки красочного слоя на эполете неизвестного офицера проступили и другие буквы: «К[орабль] I[оанн] КРЕС[титель]: ЧЕСМА ТОЖЪ». Корабль Балтийского флота носил двойное имя — «Чесма» и «Иоанн Креститель». Изучив списки служивших на «Чесме», исследователи выбрали двух офицеров, один из которых мог быть героем портрета.
Первым из них был англичанин Джеймс Престон, участник сражений при Хиосе, Чесме и многих других. Престон командовал кораблем в годы правления Павла I.
Согласно второй теории, на картине изображен капитан-командор Роберт Галл, служивший на «Чесме» в начале правления Александра I. Император запретил офицерам носить над ушами букли на прическах, при этом полагалось наполовину укоротить косицу. В парике именно такого образца изображен герой портрета.