«Баба с кувшином» — работа русской народной мастерицы Оксаны Рощупкиной. Художница училась лепить игрушку у Владимира Лобынцева, который еще раньше, в 1980–1990-е годы, перенял знания у потомственных мастериц Ольги и Натальи Гончаровых.
Игрушка сделана по образцу найденных фрагментов древних фигурок. Они сохранились еще со времен основания города-крепости Оскол. В старину гончаров, которые делали посуду, называли горшколепами, а мастеров, предпочитавших игрушки, — свистюлишниками. В дозорной книге 1615 года упоминались имена семи казенных гончаров. К концу XIX века их число увеличилось до 172. Сегодня народные мастера продолжают древние традиции: в игрушках отражается четырехвековая история Оскольского края.
Старые гончары называли женские образы бабами. Глиняные бабы издревле считались покровительницами рода, семьи, женских ремесел. Головки старооскольских глиняных баб обычно венчались кокошником: издавна считалось, что замужняя женщина никому не должна показывать свои волосы. Слово «опростоволоситься», которое сегодня понимают в значении «совершить промах», произошло как раз от старинного убеждения, что при людях нельзя ходить простоволосой, без головного убора.
Оксана Рощупкина прикрепила кокошник к голове женской фигурки и украсила его очельем (так называют полукруглый щиток кокошника, возвышающийся над лбом). По старооскольской традиции, очелье у баб полностью охватывало лицо. Край очелья венчали нарезкой, которую наносили специальными инструментами — различными заостренными палочками. Сестры Гончаровы, на которых равнялись все последующие мастера, иногда работали ногтем указательного пальца.
Многие исследователи отмечают, что в древности художники гораздо больше внимания обращали на лепку форм и меньше — на раскраску игрушек. Если игрушку и расцвечивали, то неяркими оттенками. Во многих российских промыслах использовали растительные краски. В Старом Осколе предпочитали минеральную краску охру. Начиная с XIX века глиняная игрушка становилась все более декоративной и живописной.
Игрушка сделана по образцу найденных фрагментов древних фигурок. Они сохранились еще со времен основания города-крепости Оскол. В старину гончаров, которые делали посуду, называли горшколепами, а мастеров, предпочитавших игрушки, — свистюлишниками. В дозорной книге 1615 года упоминались имена семи казенных гончаров. К концу XIX века их число увеличилось до 172. Сегодня народные мастера продолжают древние традиции: в игрушках отражается четырехвековая история Оскольского края.
Старые гончары называли женские образы бабами. Глиняные бабы издревле считались покровительницами рода, семьи, женских ремесел. Головки старооскольских глиняных баб обычно венчались кокошником: издавна считалось, что замужняя женщина никому не должна показывать свои волосы. Слово «опростоволоситься», которое сегодня понимают в значении «совершить промах», произошло как раз от старинного убеждения, что при людях нельзя ходить простоволосой, без головного убора.
Оксана Рощупкина прикрепила кокошник к голове женской фигурки и украсила его очельем (так называют полукруглый щиток кокошника, возвышающийся над лбом). По старооскольской традиции, очелье у баб полностью охватывало лицо. Край очелья венчали нарезкой, которую наносили специальными инструментами — различными заостренными палочками. Сестры Гончаровы, на которых равнялись все последующие мастера, иногда работали ногтем указательного пальца.
Многие исследователи отмечают, что в древности художники гораздо больше внимания обращали на лепку форм и меньше — на раскраску игрушек. Если игрушку и расцвечивали, то неяркими оттенками. Во многих российских промыслах использовали растительные краски. В Старом Осколе предпочитали минеральную краску охру. Начиная с XIX века глиняная игрушка становилась все более декоративной и живописной.