Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кладезь истории»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Баба с кувшином. Старооскольская

Время создания
2016 год
Место создания
Старый Оскол
Размер
10x8x5 см
Техника
глина, лепка, роспись
2
Открыть в приложении
#1
Оксана Рощупкина
Баба с кувшином. Старооскольская
#4
«Баба с кувшином» — работа русской народной мастерицы Оксаны Рощупкиной. Художница училась лепить игрушку у Владимира Лобынцева, который еще раньше, в 1980–1990-е годы, перенял знания у потомственных мастериц Ольги и Натальи Гончаровых.

Игрушка сделана по образцу найденных фрагментов древних фигурок. Они сохранились еще со времен основания города-крепости Оскол. В старину гончаров, которые делали посуду, называли горшколепами, а мастеров, предпочитавших игрушки, — свистюлишниками. В дозорной книге 1615 года упоминались имена семи казенных гончаров. К концу XIX века их число увеличилось до 172. Сегодня народные мастера продолжают древние традиции: в игрушках отражается четырехвековая история Оскольского края.

Старые гончары называли женские образы бабами. Глиняные бабы издревле считались покровительницами рода, семьи, женских ремесел. Головки старооскольских глиняных баб обычно венчались кокошником: издавна считалось, что замужняя женщина никому не должна показывать свои волосы. Слово «опростоволоситься», которое сегодня понимают в значении «совершить промах», произошло как раз от старинного убеждения, что при людях нельзя ходить простоволосой, без головного убора.

Оксана Рощупкина прикрепила кокошник к голове женской фигурки и украсила его очельем (так называют полукруглый щиток кокошника, возвышающийся над лбом). По старооскольской традиции, очелье у баб полностью охватывало лицо. Край очелья венчали нарезкой, которую наносили специальными инструментами — различными заостренными палочками. Сестры Гончаровы, на которых равнялись все последующие мастера, иногда работали ногтем указательного пальца.

Многие исследователи отмечают, что в древности художники гораздо больше внимания обращали на лепку форм и меньше — на раскраску игрушек. Если игрушку и расцвечивали, то неяркими оттенками. Во многих российских промыслах использовали растительные краски. В Старом Осколе предпочитали минеральную краску охру. Начиная с XIX века глиняная игрушка становилась все более декоративной и живописной.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Баба с кувшином. Старооскольская

Время создания
2016 год
Место создания
Старый Оскол
Размер
10x8x5 см
Техника
глина, лепка, роспись
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%