В 1925 году русский живописец Иван Яковлевич Билибин и его супруга Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая переезжают в Париж. Здесь их творческая судьба складывается по-разному. Билибин приобретает популярность в рядах соотечественников, очутившихся на чужбине, но найти какие-либо контакты с современным французским искусством ему оказывается крайне трудно. Щекатихина же, напротив, с успехом участвует в парижских выставках.
В 1926 году Щекатихина-Потоцкая организует персональную выставку в галерее Дрюэ и вступает в Общество независимых художников. Восторженные отзывы о ее работах, особенно о фарфоре, появляются во французской прессе. В отличие от многих русских художников, долгие годы проживающих за рубежом, Щекатихина хоть и не ассимилировалась, но в то же время не осталась изолированной. Следуя внутренней логике развития собственного творчества, она воспринимала французские художественные традиции через реальную жизнь Франции.
Живописные искания французского периода повлекли за собой изменения и в стилистике фарфора. Изображение включается в органично связанную с ней иллюзорную среду: на блюде лежит украшенная овощами голова быка, за этим — реальный прообраз — оформление витрин парижских мясных лавок. Конечно, здесь все держится на недосказанностях. Не превращая изображение в орнамент, уплощением объемов, внесением в живописную стихию графических контуров художница привязывает его к поверхности. Именно тогда Александра Васильевна достигает известной монументальности. Роспись не рассыпается в калейдоскопической игре, а концентрируется вокруг главного мотива. Обретя большую уравновешенность, композиции Щекатихиной остаются внутренне драматичными. В жизни природы, животных художница не видит идиллии: все пронизано напряжением, ощущением борьбы.
Центральное место блюда занимает изображение животного с размещенными вокруг него фруктами и ягодами. Как правило, натюрморт предполагает наличие мертвых животных, рыб или птиц. Здесь же все наоборот: персонаж кажется живым участником происходящего действия. Композиция развивается по кругу, как всегда легко и динамично, но старается подчиниться предмету, сконцентрировавшись на главном мотиве — голове животного.
В 1926 году Щекатихина-Потоцкая организует персональную выставку в галерее Дрюэ и вступает в Общество независимых художников. Восторженные отзывы о ее работах, особенно о фарфоре, появляются во французской прессе. В отличие от многих русских художников, долгие годы проживающих за рубежом, Щекатихина хоть и не ассимилировалась, но в то же время не осталась изолированной. Следуя внутренней логике развития собственного творчества, она воспринимала французские художественные традиции через реальную жизнь Франции.
Живописные искания французского периода повлекли за собой изменения и в стилистике фарфора. Изображение включается в органично связанную с ней иллюзорную среду: на блюде лежит украшенная овощами голова быка, за этим — реальный прообраз — оформление витрин парижских мясных лавок. Конечно, здесь все держится на недосказанностях. Не превращая изображение в орнамент, уплощением объемов, внесением в живописную стихию графических контуров художница привязывает его к поверхности. Именно тогда Александра Васильевна достигает известной монументальности. Роспись не рассыпается в калейдоскопической игре, а концентрируется вокруг главного мотива. Обретя большую уравновешенность, композиции Щекатихиной остаются внутренне драматичными. В жизни природы, животных художница не видит идиллии: все пронизано напряжением, ощущением борьбы.
Центральное место блюда занимает изображение животного с размещенными вокруг него фруктами и ягодами. Как правило, натюрморт предполагает наличие мертвых животных, рыб или птиц. Здесь же все наоборот: персонаж кажется живым участником происходящего действия. Композиция развивается по кругу, как всегда легко и динамично, но старается подчиниться предмету, сконцентрировавшись на главном мотиве — голове животного.