Рисунок «Берендейка» — это эскиз костюма к известному балету Игоря Стравинского «Весна священная», написанный Александрой Васильевной Щекатихиной-Потоцкой.
Щекатихина-Потоцкая участвовала в оформлении балета для «Русских сезонов» Сергея Дягилева вместе со своим учителем Николаем Рерихом. Некоторые эскизы Рериха проигрывают в сравнении костюмам, которые разрабатывала в основном Щекатихина-Потоцкая. Рериховские эскизы статичны, безжизненны, молчаливы. Щекатихинские же, при сходстве мотивов, отличаются тем, что радостны, одушевлены, удивительно подвижны и «неслышно озвучены». Они гораздо ближе к музыке Стравинского и рериховской идее оформления, чем работы самого художника.
Щекатихина-Потоцкая была одной из самых одаренных учениц Н.К. Рериха в школе Общества поощрения художеств. Она поступила в рисовальную школу в 1908 году. В это время Рерих третий год проводил реорганизацию школы, и новые принципы возобладали во вновь открытых и преобразованных классах и мастерских. Как художница Александра Васильевна в большой мере формировалась под влиянием Рериха и росла под воздействием его творчества и личности. По окончании школы Александра Васильевна стала помощницей Рериха в театрально-декорационных и монументальных работах, а в своих станковых произведениях предреволюционной поры во многом следовала ему. Если в станковых работах дань учителю мешала выработаться самостоятельности художницы, то в декоративных сразу чувствовалась ее независимость.
Премьера «Весны священной» состоялась 29 мая 1913 года в Театре на Елисейских полях под управлением Пьера Монте и привела зрителей в шок. Публика свистела, смеялась и шумела. Чтобы усмирить бушующую толпу, Дягилеву пришлось несколько раз гасить в зале свет, и все же утихомирить публику не удалось. Спектакль прервался. Однако далеко не все так отнеслись к новому балету. Наиболее чуткие любители музыки поняли и приняли его ценность. Один из критиков, написавший разгромную статью об «абсурдности» балета, тем не менее в конце статьи вдруг добавил:
Щекатихина-Потоцкая участвовала в оформлении балета для «Русских сезонов» Сергея Дягилева вместе со своим учителем Николаем Рерихом. Некоторые эскизы Рериха проигрывают в сравнении костюмам, которые разрабатывала в основном Щекатихина-Потоцкая. Рериховские эскизы статичны, безжизненны, молчаливы. Щекатихинские же, при сходстве мотивов, отличаются тем, что радостны, одушевлены, удивительно подвижны и «неслышно озвучены». Они гораздо ближе к музыке Стравинского и рериховской идее оформления, чем работы самого художника.
Щекатихина-Потоцкая была одной из самых одаренных учениц Н.К. Рериха в школе Общества поощрения художеств. Она поступила в рисовальную школу в 1908 году. В это время Рерих третий год проводил реорганизацию школы, и новые принципы возобладали во вновь открытых и преобразованных классах и мастерских. Как художница Александра Васильевна в большой мере формировалась под влиянием Рериха и росла под воздействием его творчества и личности. По окончании школы Александра Васильевна стала помощницей Рериха в театрально-декорационных и монументальных работах, а в своих станковых произведениях предреволюционной поры во многом следовала ему. Если в станковых работах дань учителю мешала выработаться самостоятельности художницы, то в декоративных сразу чувствовалась ее независимость.
Премьера «Весны священной» состоялась 29 мая 1913 года в Театре на Елисейских полях под управлением Пьера Монте и привела зрителей в шок. Публика свистела, смеялась и шумела. Чтобы усмирить бушующую толпу, Дягилеву пришлось несколько раз гасить в зале свет, и все же утихомирить публику не удалось. Спектакль прервался. Однако далеко не все так отнеслись к новому балету. Наиболее чуткие любители музыки поняли и приняли его ценность. Один из критиков, написавший разгромную статью об «абсурдности» балета, тем не менее в конце статьи вдруг добавил: