Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Билибин И.Я. и Щекатихина-Потоцкая А.В.»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Мать и сын

Время создания
1916 год
Место создания
Петроград
Размер
33,7x22 см
Техника
бумага, карандаш, акварель, гуашь
2
Открыть в приложении
#2
«Мать и сын» — работа, написанная Александрой Васильевной Щекатихиной-Потоцкой в годы Первой мировой войны, что не могло не отразиться в работе. Светящиеся фигуры матери и сына (причем мать одета в радостное красно-розовое платье) плотно окружены тревожными сине-зелеными абстрактными пятнами, линиями и фигурами. Линии символизируют страхи матери перед недружелюбным, непредсказуемым миром, который окружает обе фигуры.

После окончания в 1915 году Первой Санкт-Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих при Обществе поощрения художеств Александра Васильевна вступила в творческий союз «Мир искусства», а уже на следующий год впервые показала свои работы на выставке объединения.

Выпускники общались с бывшими учителями и после окончания школы. Любили они собираться и у Ивана Яковлевича Билибина. Его жена, О’Коннель, вспоминала:
#5
Часто у нас была целая производственная мастерская, так как во время исполнения театральных работ было много подсобной работы и бывшие ученики и ученицы принимали близкое участие в ней. Так, вместе работали Мария Лебедева, Александра Щекатихина, Антонина Вестфален, Иван Мозалевский.
#6
Там же, у Билибина, и произошло знакомство Александры Щекатихиной с Николаем Потоцким. В 1915 году они поженились, а через год у них родился сын Мстислав — Славчик, как его все называли.

На представленном рисунке прическа матери — пучок на макушке, перевитый голубой лентой, — слишком индивидуальна, чтобы быть вымыслом. Вероятно, несмотря на обобщенность, это все же автопортрет, хотя полной ясности в этом вопросе нет.

Положение голов и рук матери и ребенка напоминает иконографию Владимирской Божьей Матери, знаменитой иконы, русской святыни. Максимальное соприкосновение, защита, крепчайшая связь между матерью и ребенком ярко проявились в русской православной традиции. Александра Щекатихина-Потоцкая выросла в старообрядческой семье, ее дед Григорий Васильевич был иконописцем, расписывал пасхальные яйца, иллюстрировал рукописные религиозные книги. Русские иконы были неотъемлемой частью живописной философии художницы, она постоянно использовала иконописные приемы в своем творчестве.
#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Мать и сын

Время создания
1916 год
Место создания
Петроград
Размер
33,7x22 см
Техника
бумага, карандаш, акварель, гуашь
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%