Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Билибин И.Я. и Щекатихина-Потоцкая А.В.»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Рябинка

Время создания
50-е годы ХХ века
Место создания
Ленинград
Размер
22x14x10 см
Техника
фарфор, роспись, обжиг
3
Открыть в приложении
#9
#2
Графин «Рябинка» — одно из произведений супруги русского живописца Ивана Яковлевича Билибина, Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой, созданных после ее возращения на родину в 1936 году. Вплоть до середины 1950-х годов Александра Васильевна всецело отдавала себя фарфору, внося в него большое искусство живописи и пластики.

Излюбленные ее «персонажи» — рыбы, птицы, плоды — сходят с поверхностей ваз и тарелок и как будто обретают свое место в реальном пространстве. Опираясь на древнюю традицию, Щекатихина-Потоцкая уподобляет формы живой природы различным видам сосудов. Так возникают тарелки «Лимон», «Перец», пепельница «Голубь», ликерный набор «Рябинка».

Получив на Ленинградском фарфоровом заводе возможность отливки моделей, она по-настоящему занялась скульптурой. Была и внутренняя закономерность в том, что, перейдя в росписях 1920-х годов от орнаментально-плоскостной к живописно-объемной трактовке зримого мира, художница обращается теперь к скульптурным формам.

Когда Щекатихиной удается сочетать пластические мотивы, заимствованные у натуры, с выявлением функции вещи, тогда появляются предметы, которые не спутаешь со станковой скульптурой, хотя, конечно, это не обычная посуда. Ее задача — вносить в повседневную жизнь праздник. Упругой силы полны формы щекатихинских произведений прикладного искусства. Игра бликов света, включение цвета в живописную фактуру поверхностей обогащают и без того роскошное зрелище.

С конца 1940-х годов в центре внимания Александры Васильевны — роспись сервизов, предназначенных для массового тиражирования. Здесь, по-новому переживая преемственную связь с народным творчеством, художница более сдержанна. Декор, покрывающий форму предмета, обретает классическую ясность, все богатства колористического видения концентрируются в нескольких чистых цветах, звучащих в полную силу на освобожденной белизне фарфора.

Собранные вместе живописные полотна и фарфор, станковые рисунки и театральные эскизы Щекатихиной демонстрируют цельность мироощущения, неповторимость образного мышления, убедительно демонстрируют универсальность дарования, сделавшую художницу носителем в советском декоративном искусстве высокой культуры, яркой выразительной формы.
#8
Рябинка
#7
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Рябинка

Время создания
50-е годы ХХ века
Место создания
Ленинград
Размер
22x14x10 см
Техника
фарфор, роспись, обжиг
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%