Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Билибин И.Я. и Щекатихина-Потоцкая А.В.»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Бабы

Время создания
1923 год
Место создания
Петроград
Размер
33x24,4 см
Техника
бумага, карандаш, акварель, золото
4
Открыть в приложении
#2
С большой долей вероятности можно предположить, что рисунок «Бабы» изначально задумывался как эскиз росписи фарфорового изделия.

В послереволюционные годы при Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе был открыт филиал живописного цеха. Среди зачисленных на предприятие 25 художников была и Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая, супруга Ивана Яковлевича Билибина. На завод Александру Васильевну в качестве фарфористки пригласил известный русский художник Сергей Чехонин — художественный руководитель предприятия. С этого момента основная работа художницы была связана с росписью фарфора.

В представленном рисунке видно стремление художницы к созданию собственного стиля. Нарушая пропорции, используя принципы стилизации и насыщенный колорит, она стремится к большей декоративности и выразительности в своем творчестве. Спектр профессиональных интересов Щекатихиной-Потоцкой многообразен — от станковой графики до монументальной живописи и прикладного искусства. И в каждом из них проявляется яркая индивидуальность автора.

Николай Рерих оказал довольно заметное влияние на творчество Щекатихиной-Потоцкой. Но Рерих, тянувшийся к археологии не меньше, чем к искусству, вдохновлялся временами «прадавними», предысторией человечества, в то время как воображение Щекатихиной картины столь ранние и смутные занимали мало. Александра вышла из семьи патриархально-старообрядческой, в которой не только помнили, но и занимались в те годы художественными ремеслами: иконописью, украшением рукописных книг, вышивкой. В провинциальной России старые заветы не только хранились, но и бытовали. И потому миф о России, давно сложившийся у Александры Васильевны, как и у многих художников, был не столь умозрителен и отвлечен. В его основе лежали впечатления подлинной жизни, типаж и костюмы южнорусской провинции, пристрастие к орнаменту, узорчатости, цвету, державшиеся в староверческой среде вместе с иконописным, прялочным и книжным промыслами.

Этот образ России, идеализированный и украшенный, сложился, конечно, позднее, уже в Петербурге, но реальные истоки его несомненны. Ими вызваны характерность персонажей, устойчивость их облика, любовь к сюжету в росписи.
#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Бабы

Время создания
1923 год
Место создания
Петроград
Размер
33x24,4 см
Техника
бумага, карандаш, акварель, золото
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%