Скульптурная композиция Михаила Васильевича Матюшина из коллекции музея изображает две фигуры: медведя и дудочника в белой рубашке и желтом кафтане с черной шляпой. Фигуры разного происхождения: дудочник — это игрушка кустарной работы, которую Матюшин купил в пару к танцующему мишке.
Стоит отметить, что многие авангардисты увлекались собиранием и коллекционированием произведений народного творчества. К концу XIX столетия оно, казалось, окончательно разошлось с живописным искусством художников-академистов.
Однако именно эта отстраненность, независимость от классических живописных канонов привлекала авангардистов в народном искусстве: яркость красок и выразительность образов, особое, профанное понимание и изображение художественного пространства — это черты, которые отличали и многих художников, поэтов и музыкантов XX века.
Вторую фигурку — танцующего медведя — Михаил Васильевич разглядел в корнях. Каждое лето художник снимал дачу в Финляндии, где на каменистой почве росли низкие, извилистые деревья. Во время прогулки по лесу и берегу озера он собирал материал будущих скульптур.
Художник старался не менять структуру корня или сучка, а лишь подчеркнуть выразительность материала корневой скульптуры. В своих дневниковых записях Матюшин писал: